Глава "Аэрофлота": Отступать от стандартов безопасности нельзя

Виталий Савельев рассказал о том, как развивался транспортный коллапс в аэропорту "Шереметьево" в дни погодной аномалии в конце декабря, и о мерах, которые приняла авиакомпания для разрешения этой кризисной ситуации




Гендиректор ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" Виталий Савельев рассказал "РБК daily" о том, как развивался транспортный коллапс в аэропорту "Шереметьево" в дни погодной аномалии в конце декабря, и о мерах, которые приняла авиакомпания для разрешения этой кризисной ситуации.

По словам Савельева, половина самолетов парка "Аэрофлота" в связи с сильнейшими ледяными дождями превратились буквально в сосульки, а толщина ледяного покрытия составляла пять-шесть сантиметров. В таких условиях срок обработки самолетов увеличился: вместо обычных 10 мин до 1,5-2 ч на самолет. "Хочу особо подчеркнуть, что наша основная задача - это обеспечение безопасности полетов. Именно обеспечение безопасности полетов в аномальных погодных условиях рассматривалось созданным нами оперативным штабом в качестве основной задачи, а пунктуальность полетов была уже на втором плане. Мы понимаем, что доставили пассажирам неудобства в плане сервиса, но безопасность была на первом месте", - сказал Савельев.

Он отметил, что ускорить обработку самолетов, чтобы хоть как-то разгрузить аэропорт,  было нельзя. "Это был бы прямой удар по безопасности полетов в тех условиях. В истории гражданской авиации были случаи, когда именно несоблюдение технологии предполетной подготовки самолетов приводило к самым печальным последствиям", - подчеркнул директор "Аэрофлота".

Что касается нехватки антиобледенительных реагентов, то, по словам Савельева, их закупили в достаточном количестве, исходя из статистики прошлых лет. Однако в условиях ледяного дождя за три дня пришлось истратить месячный запас реагентов. Более того, поставщик антиобледенительных реагентов сорвал график.

"С 28 декабря проблем с реагентами уже не было - все пришло в Москву. И хватит на весь сезон даже с вычетом месячной нормы в дни ледяного дождя. Тем не менее факт срыва поставок послужил катализатором развития сбойной ситуации", - рассказал глава "Аэрофлота".

Вариант: распустисть пассажиров по домам, чтобы они вернулись через определенное количество часов, Савельев исключил. "Невозможно было установить, когда точно будет готов к вылету тот или иной самолет, к тому же в условиях срыва очень плотного расписания", - отметил он.

"Наверное, надо было сразу закрыть аэропорт, но в рамках действующего законодательства мы просто не могли это сделать. Вообще, этот сбой показал ряд недостатков в нормативных актах, которые сейчас необходимо устранить. В Европе и Штатах было все то же самое, что и у нас, только в гораздо больших масштабах. У европейцев и американцев не было проблем с реагентами, но они отменили в итоге на порядок больше рейсов, чем мы", - добавил Савельев.

По словам главы "Аэрофлота", в связи с произошедшим компания сделала ряд выводов. "Мы понимаем, что пассажиры остались недовольны и любые самые разумные объяснения не всех удовлетворят. Разумеется, мы сделаем упор на повышение качества обслуживания в аэропорту в случае сбойной ситуации. Разработаем специальный регламент, создадим по-настоящему современный антикризисный центр, оснащенный самыми современными средствами телекоммуникационных технологий и связи", - рассказал Савельев. Также, по его словам, уже в ближайшее время компания закупит необходимое количество надувных матрасов, подушек, пледов на случай возникновения в аэропорту скопления пассажиров.

Пояснил Савельев и суть акции репутационной поддержки, которая вызвала неоднозначные оценки. По его словам, компания готова выплатить денежные компенсации, которые предусмотрены законом. "Акция репутационной поддержки - это имиджевый ход. Неблагоприятные погодные условия - это общепризнанный форс-мажор. Тем не менее все пассажиры, которые в период с 25 по 29 декабря вылетели из Москвы рейсами "Аэрофлота", задержанными более чем на 8 ч., имеют возможность получить специальный сертификат, ценность которого в переводе на деньги в разы, а в случае билетов бизнес-класса в десятки раз выше положенных по закону компенсаций. По сути это денежный эквивалент, который вы можете использовать в течение года для оплаты услуг нашей компании", - сказал Савельев.

Он также сообщил, что в связи со сложившейся ситуацией он и его заместители добровольно отказались от премий и бонусов. "Я бы хотел в заключение интервью подчеркнуть: мы понимаем, что одними извинениями доверие пассажиров не вернуть, и мы приложим все силы, чтобы восстановить это доверие. Мы объявили 2011 год в компании "годом пассажира", - заключил гендиректор "Аэрофлота".

Выбор читателей