"Зайчик" в коме

Курс белорусского рубля в один день обрушился на 30%, но валюты от этого в обменниках больше не стало. Население томится в очередях, а эксперты опасаются, что эта девальвация будет не последней


Кадр из м/ф "Пиф-паф, ой-ой-ой" с сайта Википедии



Нацбанк Белоруссии сдался. Со вчерашнего дня он фактически объявил о девальвации, отпустив белорусский рубль в свободное плавание. С 11 мая в стране были сняты все ограничения по купле-продаже иностранной валюты на наличном рынке.

В результате принятого решения курс доллара подскочил до 4 тыс., европейская валюта подорожала до 5780, а российский рубль – до 147 белорусских рублей.

Согласно официальному заявлению Нацбанка, "дефицит валютных средств на данном сегменте рынка сложился в марте текущего года в результате повышенного спроса граждан на наличную иностранную валюту для приобретения транспортных средств за рубежом, а также в связи с распространением различных слухов, провоцирующих ажиотажное поведение населения". Теперь в финансовом ведомстве полагают, что население бросится сдавать ранее приобретенную для хранения валюту.

Впрочем, реальность имеет мало общего с заявлениями банкиров. Очереди из желающих купить иностранные деньги только увеличились. Если раньше к каждому обменнику в центре Минска выстраивались по 50 – 70 человек, то теперь очереди выросли до 100 человек.

В этом нет ничего удивительного, так как Нацбанк признал, что не будет продавать валюту и тратить золотовалютные резервы. Поэтому коммерческие банки могут покупать валюту только на биржевом и внебиржевом рынках, то есть, по сути, у таких же игроков, как и они сами. Лишней валюты, которую они теоретически могли бы выбросить на рынок, у них после месяцев валютного дефицита просто нет.

По неофициальным заявлениям банкиров, валюта в обменных пунктах не появится до тех пор, пока не уравняются курсы ее продажи для населения с уровнем, сложившимся на межбанке. Сегодня юридические лица покупают доллары по рыночному курсу 5 тыс. – 5,5 тыс. рублей. Соответственно, чтобы дисбалансы выровнялись и у банков возник резон продавать валюту населению, курс должен быть не ниже 5,6 тыс. рублей. Формально это сделать можно уже сейчас, так как официально Нацбанк снял все ограничения. Но банкиры рассказывают, что им "рекомендовали" не устанавливать курс доллара выше 4 тысяч.

Из всего этого напрашивается довольно очевидный вывод: нынешний обвал белорусского рубля не последний. В очередях у обменников люди рассуждают о том, что второй девальвации не избежать. "Это ясно для всех, ведь все предприниматели сейчас рассчитывают цены исходя из курса 5500 рублей", – говорит 40-летняя Анастасия. В очереди за валютой она стоит вторые сутки. Говорит, спекуляции стали "хорошим подспорьем". На тысяче долларов до сегодняшней девальвации зарабатывалось 1,5 млн рублей – это вдвое больше того, что может заработать в месяц школьный учитель. Теперь доходы будут, конечно, скромнее, но, как надеются спекулянты, и зарабатывать станет проще. Из-за того, что разница между банковским и "реальным" курсами будет не столь высокой, многие доморощенные валютные трейдеры вернутся к своим привычным занятиям, расчистив "рынок" остальным.

Частые гости у белорусских обменников – бабушки-пенсионерки. "Делать мне дома все равно нечего: что на Лукашенко по телевизору глядеть, что тут постоять и внукам заработать на обновки перед выпускным, – пожимает плечами Ольга Федоровна, 30 лет проработавшая врачом в детской поликлинике. Пенсия у нее – 650 тыс. белорусских рублей. "Было у меня спрятано три миллиона рублей, насобирала с годами. Уже успела как-то купить тысячу долларов и продать по 4200. Заработала тогда 1,2 миллиона – почти две пенсии. В 2008 году, когда наши рубли подешевели, государство обмануло меня, а сейчас я обманываю его", – говорит Ольга Федоровна.

Цены в белорусских магазинах продолжают расти примерно на 10% в неделю. Когда рост прекратится, не могут ответить даже в Минэкономики. По мнению экспертов, этого не произойдет, пока не закончится неразбериха с валютой.

Решившись на 30%-ю девальвацию, власти, по всей видимости, исходят из того, что население не решится покупать валюту по новому курсу. Однако банкиры, ссылающиеся на опыт 2008 г. (когда национальная валюта в один день обесценилась более чем на 20%), уверяют, что спрос в таких случаях только растет.

Как правило, ажиотаж затягивается месяца на два – три. Эксперты жалуются на непоследовательность и непредсказуемость действий Нацбанка. "Если бы девальвацию провели в начале года, сделали бы это открыто и честно, многих проблем, с которыми сегодня столкнулись люди и бизнес, просто не было бы", – заявил "Yтру" топ-менеджер одного из крупнейших белорусских банков. По его словам, еще в январе – феврале люди были "психологически готовы" к девальвации, но власть упорно не признавала проблем в экономике. В результате панические настроения сегодня сильны как никогда. "Уже никто не знает, когда восстановится равновесие на рынке: может, через два месяца, а может, и через год", – отметил собеседник "Yтра".

Белоруссия по-прежнему находится в режиме ожидания. Одиннадцатого мая сайты крупнейших банков страны весь день работали с перебоями, не выдержав потока запросов о ситуации с курсами.

Сколько бы власти ни утверждали о стабильности и скором решении всех проблем, люди думают, что страну ждут тяжелые времена. До последнего времени Белоруссии помогала Россия. Как будут обстоять дела на этот раз, не известно. Министр финансов РФ Алексей Кудрин дал понять, что Минск если что-то и получит, то только кредит в размере $1 млрд по линии ЕврАзЭС, причем при обязательном соблюдении ряда условий. В качестве таковых Кудрин намекнул на неизбежность начала приватизационных процессов в Белоруссии.

Пойдет ли Лукашенко на масштабную распродажу "фамильного серебра" ради сохранения власти, сказать сложно. Впрочем, похоже, иного выхода у белорусского президента просто не осталось. Российский бизнес потирает руки в предвкушении...

Выбор читателей