Мораторий на техосмотр: за и против

Решение Владимира Путина о 12-месячной отсрочке техосмотра оказалось неоднозначным. Автомобилисты довольны, но эксперты опасаются, что отмена талонов приведет к бардаку на дорогах. А владельцам станций ГТО грозит разорение


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Премьер-министр Владимир Путин накануне подписал постановление о продлении на год заканчивающихся в 2011 г. талонов техосмотра, а также отменил инструментальный контроль для автомобилей, чей возраст меньше года. Эксперты относятся к мораторию скептически и считают, что это лишь временная мера.

Согласно документу, очередной срок прохождения техосмотра для легковых автомобилей и мотоциклов переносится на 12 месяцев. Таким образом, многие автолюбители, которые в ближайшее время должны были отправиться на ГТО, могут сделать это в 2012 году. Кроме того, владельцам новых машин талон техосмотра теперь будет выдаваться при постановке машины на учет в ГИБДД. При этом инспекторы ограничатся сверкой номеров кузова, проверкой наличия аптечки, знака аварийной остановки и огнетушителя.

Однако мораторий на проведение техосмотра не касается грузовых автомобилей, автобусов и тяжелой техники. Также нововведение не распространяется на такси.

Распоряжение Путина поддержали многие автовладельцы, однако у предпринимателей, предоставляющих услуги по проведению техосмотра, оно вызвало бурю критики. "Подобное решение ударит по малому бизнесу, поскольку доля легковых авто в структуре парка очень велика и есть очень много станций, которые работали только с этими машинами. Теперь все они обречены на банкротство", - заявил "Коммерсанту" гендиректор объединения "Техэксперт" Сергей Зайцев.

Автоэксперты считают, что мораторий является временной мерой до введения новой системы техосмотра. Не исключено, что проводить его будут страховщики, которые к тому времени создадут свою сеть центров ГТО. По информации "Коммерсанта", с принятием новой системы техосмотр отменят для автомобилей возрастом до трех лет, о чем ранее говорил первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Отметим, что многие специалисты выступают за сохранение техосмотра. В частности, такое мнение высказал эксперт Всероссийского общества автомобилистов Андрей Карпов. "Я считаю, что без техосмотра начнется бардак на российских дорогах: таким образом, люди просто перестанут следить за техническим состоянием своих автомобилей, и в силу определенных объективных и субъективных причин они могут не заботиться о состоянии того или иного узла в своем автомобиле. А техосмотр является таким определенным образом карающим мечом, и это помогает сохранять безопасность на дорогах. Но он, конечно, должен проводиться с точки зрения удобств автомобилистов и с сохранение объективности и качества обслуживания именно самого техосмотра", - заявил эксперт корреспонденту "Yтра".

Карпов также выразил мнение, что отмена техосмотра не отразится на уровне коррупции. "Бороться с коррупцией - это, грубо говоря, как бороться с дырявыми сапогами, просто выкинув их, и ходить при этом босиком, и это не правильно. Бороться с коррупцией отменой техосмотра нельзя: тогда ли не проще вообще убрать сотрудников ДПС с улицы, и все будут ездить без них, на одних светофорах", - подчеркнул он.

Лидер Федерации автомобилистов России Сергей Канаев, в свою очередь, выступает за пересмотр системы техосмотра. "Мы за то, чтобы техосмотр в том виде, в каком он есть, прекратил свое существование. Чтобы изменить его, необходимо определиться с целью, что нужно поменять: упростить, упразднить, искоренить коррупцию, повысить безопасность дорожного движения, и для всего этого, в первую очередь, нужно создавать единую базу данных и заинтересовывать людей, чтобы им было выгодно проходить техосмотр. Если это будет так, то и карман государства не опустеет, и люди будут его проходить, понимая личную выгоду от этого", - заявил Канаев "Yтру".

По мнению главы ФАР, прежняя система техосмотра себя изжила. "Его можно проводить и нужно проводить, но сейчас необходимо создать стимул для людей. Не заставлять, когда мы понимаем, что все можно купить, а заинтересовать, и тем самым, побороть коррупцию, повысить безопасность дорожного движения. И, собственно говоря, если упростить процедуру, тогда она будет актуальна", - подчеркнул Канаев.

Напомним, первым о возможной отмене техосмотра или введении моратория заговорил президент Дмитрий Медведев. В конце апреля он заявил, что система техосмотра "изжила себя напрочь", и предложил отменить ее или максимально упростить. "Ценность этого (техосмотра) абсолютно минимальная", - подчеркнул Медведев. По его словам, современным автомобилям техосмотр вообще не нужен, а владелец любого "ведра с гайками" сможет получит талон "другим путем". А на прошлой неделе президент на пресс-конференции в "Сколкове" сообщил, что уже с 2012 г. российские автомобилисты смогут проходить техосмотр по новой, облегченной, процедуре.

Читайте также

Выбор читателей