Раскрыта тайна Туринской плащаницы

Итальянский историк Лучано Бузо нашел на полотне подпись Джотто ди Бондоне и дату, когда художник получил от церкви заказ на создание точной копии реликвии. Оригинал же от времени истлел или был сожжен после создания обновленной версии




Туринская плащаница не является подлинным полотном, в которое было завернуто тело Христа, но ее нельзя назвать и средневековой подделкой, так как это творение Джотто ди Бондоне - знаменитого итальянского художника периода раннего Возрождения.

Историк и реставратор из Венеции Лучано Бузо утверждает, что нашел подпись Джотто ди Бондоне в 14 футов длиной, сделанную сепией в цвет ткани, а также цифры 15. Ученый считает, что это число указывает на 1315 г. - дату, когда художник получил заказ на создание точной копии святой реликвии. Оригинал же на тот момент был сильно поврежден после веков странствий по Святой земле и Европе.

По словам Лучано Бузо, его идея о том, что плащаница была создана в 1315 г., не противоречит результатам современных радиоуглеродных испытаний, согласно которым установлено: Туринская плащаница появилась в начале ХIV века.

Историк рассказал The Daily Telegraph, что полотно, которое использовалось для покрытия тела Христова, действительно существовало, но от времени оно истлело, а может, было потеряно или сожжено после того, как художник изготовил копию.

После нескольких месяцев исследований он пришел к выводу, что с помощью цифр и подписи, скрытых в изображении лица и рук Христа, художник хотел запечатлеть свою причастность к этой работе. То, что церковь выбрала для выполнения этой задачи именно Джотто ди Бондоне, вполне естественно, так как он являлся "одним из самых известных и способных художников Средневековья", отметил Бузо.

По мнению историка, ни один из десятков экспертов, ранее корпевших над изучением плащаницы, не смог найти знаки, потому что они были созданы сложными мазками, которые почти невидимы невооруженным глазом. Новая версия ученого может возобновить вековые дебаты на тему подлинности реликвии, на которой отпечатан человек с длинными волосами и бородой.

Профессор Бруно Барберис, хранитель Туринской плащаницы, весьма скептически отнесся к заявлинию Лучано Бузо. "Во-первых, физические и химические испытания показали, что оттиски на пелене изображены не краской. Во-вторых, есть длинный список ученых, которые исследовали увеличенные изображения плащаницы и видели на ней много того, чего на самом деле нет - терновый венец, слова на арамейском, греческом и латинском. Это все равно как смотреть на луну и видеть на ней глаза, нос и рот", - возразил он.

Впервые плащаница была привезена в Европу после крестовых походов. Согласно одно из теорий, ее хранителями в XIII - XIV вв. были рыцари Ордена тамплиеров. В 1453 г. реликвию выкупил герцог Людовик I Савойский, после чего она хранилась в городе Шамбери, где пострадала в пожаре 1532 года. В 1578 г. она была перенесена в Турин, где хранится и сейчас, хотя и находится в собственности Ватикана.

В 1980-х гг. были проведены радиоуглеродные испытания, после которых ученые предположили, что это средневековая подделка. Позже эти результаты были оспорены.

Выбор читателей