Такси в Москве стремительно дорожает

Очередной скачок цен на услуги столичных извозчиков ожидается осенью. С 1 сентября 2011 заниматься частными перевозками пассажиров смогут только лицензированные водители


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Засидевшись в гостях допоздна, я решила отправиться домой на такси. Причем воспользовалась услугой фирмы, в которую довольно часто обращалась ранее. На всякий случай спросила, сколько будет стоить поездка, и услышала, что ночной тариф составляет 450 рублей за первые полчаса. Хотя еще несколько месяцев назад в этой фирме те же 30 минут в ночное время оценивались на сто рублей меньше. Диспетчер объяснила разницу повышением расценок (примерно с марта). Заказ я не оформила и рискнула поймать машину на улице. "Бомбила" довез меня за 250 рублей. Уже дома я не поленилась позвонить еще в пять крупных фирм, и пришла к выводу, что менее чем за 400 рублей за первые полчаса ночью меня никто не повезет.

Владелец одной из компаний такси, пожелавший остаться неназванным, отметил, что цены действительно подросли за последние четыре месяца примерно до 30 %. "Чтобы остаться на плаву, мы вынуждены многое менять в соответствии с новым законом о такси. Завышены техтребования к автомобилям, поэтому уже сейчас на вызовы в сегменте "эконом" у нас выезжают более дорогие машины. Естественно, это отражается на стоимости поездки", - пояснил он.

И правда, начиная с весны этого года, таксисты ведут отчаянную борьбу с властями, пытающимися навести порядок в этом весьма диком и весьма темном сегменте рынка сферы услуг. Новый мэр Москвы Сергей Собянин почти сразу после вступления в должность пообещал избавить столицу не только от пробок, но и от нелегального извоза, сделать такси более доступным и более безопасным для широких масс. Так, в феврале был разработан некий свод "первоочередных мероприятий" по развитию таксомоторных перевозок и передан на согласование в Госдуму. В итоге 21 апреля 2011 года депутаты приняли новый федеральный закон № 69 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому на территории России с 1 сентября 2011 года вводится лицензирование работы такси.

По новым правилам водитель сможет получить официальное разрешение на перевозки только в случае, если его авто находится в собственности или лизинге. Обязательный опыт работы в такси - не менее трех лет, а общий стаж вождения - от пяти лет. Нелегалов планируется штрафовать в размере до 5000 рублей.

Реакция таксистов на новые нормативы была бурной. 7 июня в Москве и еще нескольких российских городах прошла акция протеста "Похороны легального такси". Больше всего перевозчиков возмутили завышенные техтребования к машинам при оформлении разрешения. А также планы по вводу квот на количество официальных таксистов. Водители всерьез опасаются монополизации рынка, когда все квоты выкупят крупные компании. Кроме того, до последнего времени не была определена стоимость лицензии. Некоторые чиновники настаивали на том, чтобы таксисты платили за разрешение на право работать в городе 25 000 - 30 000 рублей.

Буквально на днях Сергею Собянину удалось снять напряжение, объявив о компромиссном решении - выдавать лицензии московским таксистам бесплатно в течение полутора лет. Кроме того, на встрече с членами президиума общественного совета столицы мэр обещал максимально упростить порядок приема заявлений порядка 12 000 легальных такси. А еще немногим ранее заммэра Москвы по транспорту и дорожному строительству Николай Лямов заявил об отмене квот на количество такси в городе и ограничений по цвету автомобилей.

В итоге возникает вопрос: добившись ряда послаблений для себя, снизят ли таксисты тарифы для пассажиров?

Участники рынка опасаются, что после 1 сентября, когда начнут штрафовать за отсутствие разрешений, расценки, скорее всего, еще подрастут. Во-первых, непонятно, насколько оперативно будет организована выдача лицензий. Задержки с разрешениями могут способствовать возникновению дефицита такси в городе, который, как известно, снижению цен не способствует. Во-вторых, удорожит перевозки и тот факт, что официально таксовать можно будет только на более новых, следовательно, более дорогих машинах, кроме того, водителям нельзя будет брать авто в аренду. В-третьих, нелегалы едва ли уйдут с большой дороги. Скорее всего, они повысят свои расценки с учетом возросших рисков в виде штрафов. К слову, в 2008 году в столице была сделана очередная попытка лицензирования такси при помощи принятого Мосгордумой в 2008 году закона "О такси в городе Москве". Эта мера как раз и привела к росту цен на рынке нелегальных перевозчиков.

Выбор читателей