Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Как отмечает РБК, распределение крупных заказов государственной компанией "Российские железные дороги" (РЖД) вызывает в ряде случаев недоумение, а в ряде - вопросы относительно законности таких решений. Иногда это аффилированные напрямую юридические лица (назло всем законам о конкуренции), иногда контракты исполняются подрядчиками, которые не имеют ни собственных технических средств, ни квалифицированного персонала, иногда - достаются компаниям, отягощенным налоговыми претензиями. При этом все подобные решения и последующие за ними действия оправдываются чиновниками РЖД соблюдением требований безопасности движения. Тем не менее система продолжает работать, несмотря на расследования ФАС, и закладывать все издержки в конечную стоимость билетов.
В конце апреля этого года РЖД и их "дочки" в очередной раз оказались в центре внимания Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ. Поводом послужила жалоба от ЗАО "ТрансКатКабель" - производителя несущего троса, контактных медных и контактных бронзовых проводов. Истец утверждал, что его буквально "выдавили" из схемы поставок, отдав распоряжение закупать продукцию у фирмы с похожим названием - ЗАО "ТрансКат", - но зато входящую в РЖД.
Телеграммы от РЖД с настоятельной рекомендацией сменить поставщика получили все железные дороги, а также завязанные на обслуживании монополиста структуры - Росжелдорснаб, ДКРС, ДКСС, ОАО "Трансэлектромонтаж", ООО "Энергомонтаж" и другие.
Дело дополнительно осложнялось еще и тем, что РЖД фактически являются монополистами на рынке контактных проводов и имеют возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения контактных проводов на соответствующем товарном рынке РФ. В конце апреля ФАС возбудила дело, грозящее РЖД не только штрафом, но и насильственным отчуждением компании-поставщика. Как напоминает РБК, решение ФАС должны были вынести на днях, однако в последний момент его рассмотрение перенесли на август.
Однако мало просто закупить кабель и провода у "своих" - их необходимо еще и смонтировать. Этим для РЖД занимается другая родственная структура - уже упомянутое выше ОАО "Трансэлектромонтаж" (ТЭМ), на которое приходится до 50% электромонтажных работ на железных дорогах России. До 2009 г. эта компания принадлежала украинскому бизнесмену Константину Григоришину. Однако под давлением российских властей он был вынужден продать прибыльный бизнес - по некоторым данным, в пользу структур, подконтрольных РЖД (точные бенефициары не известны).
Сразу после этого дела ТЭМ пошли в гору - количество контрактов с РЖД росло как на дрожжах. Если за три года (2008-й, 2009-й и 2010-й) компания выполнила 24 проекта для железнодорожников, то в настоящее время их количество насчитывает уже 29.
Однако стремительный взлет электромонтажного бизнеса натолкнулся на неожиданное препятствие - претензии налоговиков, которые в прошлом году предъявили компании с миллиардными оборотами налоги, штрафы и пени на 250 млн руб., уличив ее в схемах по уклонению от налогов.
Здесь, по идее, бурный рост должен был и оборваться, ведь одним из условий для подрядчиков госкомпаний является отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов, пени, налоговых санкций в бюджеты всех уровней. Однако ТЭМ и ныне там - претензии налоговиков не смутили РЖД, которые продолжают доверять компании и снабжать ее все новыми тендерами и заказами. Каким образом ТЭМ выигрывает конкурсы РЖД и куда смотрит корпоративная безопасность - вопросы, ответы на которые совсем не очевидны.
Весьма любопытной (и показательной) является реакция "Трансэлектромонтажа" на обвинения и требования налоговиков. В распоряжении РБК оказался ряд судебных документов, в которых ТЭМ просит дать компании рассрочку на восемь лет для погашения выписанных претензий. В противном случае компания пригрозила нарушением железнодорожного сообщения сразу в нескольких регионах России.
В компании утверждают, что не обладает достаточными средствами для погашения налоговых штрафов, и единовременная выплата приведет к кассовому разрыву и фактическому параличу компании с последующим массовым увольнением сотрудников.
Последствия ТЭМ живописует весьма плачевные: "Несвоевременная замена изношенного оборудования электросетевого хозяйства может привести к возникновению аварийных ситуаций при грузовых и пассажирских перевозках, что может привести к человеческим жертвам, тяжелым экологическим и техногенным последствиям", - отмечают авторы документа.
То ли доводы, то ли покровители ТЭМ произвели впечатление на Арбитражный суд, но пока раунд закончился в их пользу: судьи все-таки наложили обеспечительные меры, не позволяющие налоговикам сразу изъять нужные средства.
В последнее время в крупных госструктурах наметилась тенденция к консолидации госзаказа в своих руках, отмечает РБК. Потребляющие огромные деньги естественные монополии делают все, чтобы не упустить ни одного миллиона мимо своих рук. Для контроля над денежными потоками любые средства хороши - только в арсенале РЖД были замечены липовые посредники, мутные подрядчики, нарушение конкурсных процедур, уклонение от налогов, выдавливание конкурентов и откровенные нарушения антимонопольного законодательства.
К примеру, весной этого года РЖД провели конкурс на выполнение электромонтажных работ на своей инфраструктуре. В финал его вышли уже знакомые нам лица - "Трансэлектромонтаж", ООО "Энергомонтаж", ЗАО "СетьСтройЭнерго" и ЗАО "Форатек Энерго Транс Строй". А далее железнодорожники чрезвычайно быстро (всего за три рабочих дня) разбросали между этими четырьмя фирмами работы на более чем тысяче объектов капитального ремонта на сумму 3 млрд рублей. По словам источника РБК, такая ситуация разрабатывалась заранее и поэтому данные компании уже выполнили часть работ и в течение недели готовы их сдать РЖД.
Подобные схемы с задействованием "своих" подрядчиков и других фирм создают благоприятную среду для личного обогащения - как подсчитала администрация вице-премьера Игоря Сечина, только на поставках топлива РЖД "распиливается" до 3 млрд руб. ежегодно.
А пока железнодорожные чиновники и аффилированные с ними фирмы богатеют, коррупционная составляющая оплачивается конечными пользователями в растущих ежегодно тарифах. При этом глава РЖД Владимир Якунин постоянно сетует на то, что государство не дает его компании "поднять цены, как следует", недостаточно субсидирует железные дороги и его компания еле-еле сводит концы с концами из-за убыточности чуть ли не половины ее подразделений.
В Европе чувствуется усталость от конфликта
Иностранные летчики специально нарываются на неприятности