В Москву съедутся советские машины-самоделки

Автомобили с кузовом из корпусов газовых плит или со сковородкой вместо руля - эти и другие чудом уцелевшие раритеты, сконструированные энтузиастами во времена СССР, можно будет увидеть на выставке "Олдтаймер-Галерея"


ФОТО: Oldtimer.ru



В "Крокус Экспо" 15-18 сентября пройдет 18-я выставка технического антиквариата "Олдтаймер-Галерея", в рамках которой будут представлены около 50 автомобилей-самоделок, сконструированных энтузиастами в период 1960 - 1991 годов. Тематическая экспозиция машин-самоделок будет называться "Они строили автомобиль. Андеграунд советского автопрома".

Привезенные со всех концов России, чудом уцелевшие раритеты соберутся столь представительным составом впервые со времен распада СССР. Рядом с экспонатами будут выставлены модели-прототипы, сборочные чертежи, рисунки, фотографии и другие редкие документы эпохи. На плазменных экранах будут демонстрироваться редкие хроникальные кадры парадов и конкурсов "кустарных автомобилей" середины прошлого века. Почетными гостями выставки станут конструкторы, изобретатели, владельцы этих уникальных транспортных средств - живые свидетели и ветераны уникального, не имевшего аналогов в мире, движения энтузиастов альтернативного автомобилестроения, которое существовало параллельно официальному автопрому.

Это движение зародилось еще в 1950 - 1960-е гг., когда в стране лютовал дефицит легковых автомобилей частного пользования. Люди, отчаявшиеся купить машину, из подручных средств и относительно доступных узлов мотоциклов и даже велосипедов в сараях, а то и в городских квартирах сооружали неказистые, маломощные транспортные средства, позволявшие сбежать из "лучшего в мире" общественного транспорта. Так, в экспозиции представлены образцы подобного технического творчества - машины с кузовом из корпусов газовых плит или со сковородкой вместо руля.

Но уже в 1960-х сформировались первые клубы создателей самодельных машин и прошли их первые слеты. Тогда же были построены первые интересные с технической точки зрения конструкции, как например, плавающий автомобиль с двигателем мотоцикла "Ява-350". А к 1970 г. впервые появилась настоящая серия из нескольких однотипных самодельных машин - купе КД на агрегатах "горбатого" "Запорожца".

В 1970-х, после пуска ВАЗа и Иж, реконструкции АЗЛК автомобиль в СССР стал более-менее доступным товаром, а движение строителей самодельного транспорта превратилось в разновидность "народного" художественного и технического творчества. Во-первых, многие создатели "самоделок" строили для себя и своих друзей те типы автомобилей, которые не предлагала официальная промышленность - спортивные купе, автокэмперы, амфибии. Во-вторых, постройка или проектирование самодельного автомобиля позволила народным умельцам реализовать самые смелые технические и дизайнерские идеи и проекты.

Спортивные машины братьев Щербининых и Рубеля, плавающие автомобили Рикмана и Кудрячкова, футуристическая "Панголина" Кулыгина, первые переднеприводные "Лауры" Парфенова и Хаинова прославили своих создателей. Некоторым "самодельщикам" их творения проложили дорогу к участию в создании "заводских" автомобилей, а в годы рыночных отношений - к строительству специальных транспортных средств, например, инкассаторских броневиков.

В 1970 - 1980-е гг. сформировалась своя, не имеющая аналогов в мире тусовка создателей самодельных автомобилей. Сотни людей со всей страны собирались вместе, обменивались опытом и становились друзьями, проводили красочные шоу самодельных машин, отправлялись в пробеги по всему Союзу, а порой колоннами выезжали за рубеж, пусть даже в социалистические страны. Они добились признания.

Об этих энтузиастах и их машинах писали автомобильные и технические журналы, включая такие культовые издания, как "За рулем" или "Техника молодежи", телевидение посвящало им сюжеты в программе "Это вы можете", самодельные машины снимались в художественных фильмах, например "Путешествие будет приятным", "Семь стихий" и других. В диалог с самодельщиками вступали даже конструкторы автозаводов.

Немногие энтузиасты остались верны своему увлечению и после крушения Советского Союза. Тем ценнее уникальный пример Юрия Алгебраистова, сумевшего перестроить свое купе ЮНА с помощью агрегатов от современных импортных и отечественных автомобилей и по исполнению довести до фирменного уровня, достойного XXI века. Остальные самодельные машины, оставшись автомобилями прошлого века, сегодня представляют особую историческую ценность как уникальные, построенные в единственном экземпляре конструкции, как дань уважения таланту, опыту и знаниям своих создателей, как исторический памятник феномену истории развития техники нашей страны.

Выбор читателей