"Золотой Нанук" достался россиянке

В Перми завершился единственный в России международный фестиваль документального кино "Флаэртиана". Главную награду получила Юлия Панасенко за неоднозначную картину "Outro"


ФОТО: Flahertiana.ru



Единственный в России международный фестиваль документального кино "Флаэртиана" завершился в Перми – городе, с некоторых пор активно претендующем на звание "культурной столицы". Трудно сказать, насколько обоснованы эти претензии в целом, но, конкретно "Флаэртиана" – несомненно, яркое культурное событие.

При объявлении победителей выяснилось, что слова известного режиссера о любви к русскому кино – не простая дань вежливости "принимающей стороне". Именно русскому фильму рекордсмен мирового проката 2010 Томас Бальмес и его коллеги по жюри (в него вошли нью-йорский медиа-продюсер Памела Кон, сербский режиссер Горан Радованивич, кинооператор из Санкт-Петербурга Сергей Ландо и писатель Владимир Абашев) отдали главную награду фестиваля. Статуэтку "Золотого Нанука" и 250 тысяч рублей получила Юлия Панасенко за картину "Outro" - о молодой женщине, умирающей от рака, но при этом больше всего боящейся встречи с собственной матерью. Эта неоднозначная, но, безусловно, очень мощная работа уже получила гран-при "АртДокФест-2010" и "Белого слона" от киноведов и кинокритиков. Вскоре после "Флаэртианы" "Outro" отправится на IDFA - международный фестиваль документальных кинофильмов в Амстердаме, или, как его еще называют "документальные Канны", где у нашей соотечественницы есть все шансы получить еще одну награду.

Второй по значимости приз – "Серебряного Нанука" - получила замечательная картина эстонки Марианны Каат "Шахта №8". Фильм, действие которого происходит в шахтерском городе Снежное, снят так, что оторваться невозможно. Когда-то Снежное был центром добычи угля Восточной Украины. Сейчас там почти все шахты закрыты, добыча угля в них запрещена. Однако, бывшие шахтеры вынуждены нарушать закон – иначе не выжить. Приходится это делать и 15-летнему Юре – ведь он должен содержать двух сестер и мать-алкоголичку с сожителем. На примере отдельно взятой семьи режиссер рассказывает о том, как нынешняя социально-экономическая ситуация "выкидывает" из нормальной жизни миллионы молодых, способных и трудолюбивых. И хотя действие фильма происходит в Украине, увиденное заставляет вспомнить о российских реалиях.

Им же – российским реалиям – посвящена картина обладателя "Серебряного Нанука" за лучший короткометражный фильм, польского режиссера Петра Стасика. Его "Последний день лета" - о буднях кадетской школы в Пензе – блистательная трагикомедия. Весь фильм хохочешь, а после просмотра впадаешь в ступор. Даже не верится, что это документальное кино – настолько абсурдными выглядят в нем все взрослые персонажи. На обсуждении некоторые зрители уговаривали автора признаться в том, что все увиденное – постановка. Тот в ответ весело смеялся.

Еще одна польская картина – драма Якуба Стоцека "Вне досягаемости" о двух сестрах, которые отправляются на поиски матери, бросившей их пятнадцать лет назад - получила приз жюри "Фипресси". Две награды получили немецкие режиссеры: Андреа Роггон удостоилась специального упоминания жюри за свой фильм "Я свободен", снятый на Кубе. А Томас Ладенбургер получил приз от оргкомитета за картину "Аль-Халька – в кругу рассказчика", главным героем которой стал известный сказочник из Марокко.

Выбор читателей