Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Наблюдая за поведением детей, двое канадских психологов сделали выводы о том, как дисциплина влияет на честность маленьких учеников. Результаты исследования представлены в их работе, опубликованной в психологическом журнале Child Development.
Профессор Виктория Талвер из Университета Макгилла и профессор Канг Ли из Университета Торонто наблюдали за поведением младших школьников. Все они жили в одном районе, но посещали разные учебные заведения.
Одни - строгую школу с традиционными порядками и авторитарной дисциплиной. Там за непослушание и проступки учеников пороли, били линейкой или ограничивались подзатыльником. Наказывали за любые провинности: как за забытый дома карандаш, так и за нарушение тишины в классе.
Другие ходили в школу с менее строгими порядками. За нарушение дисциплины им делали выговор или запрещали играть на площадке в течение определенного времени. Если проступок был серьезным, то отводили к директору или вызывали родителей.
Психологи провели эксперимент. Сначала детей оставляли на короткое время в комнате, где находилась какая-либо игрушка, и просили не смотреть на нее, пока не придет исследователь. В большинстве случаев ученики обеих школ, конечно же, не могли удержаться от соблазна и бросали взгляд на игрушку. Когда психолог спрашивал их, выполнили ли они требование, практически все ученики школы со строгими порядками говорили, что смотрели в потолок. В то время как лишь половина учащихся другой школы прибегали к спасительной лжи.
Интересно, что, солгав в самом начале эксперимента, дети из школы с жесткой дисциплиной продолжали и дальше обманывать исследователей. Причем это получалось у них достаточно достоверно. Когда им задавали уточняющие вопросы относительно каких-либо отличительных признаков игрушки, они с невозмутимым видом могли давать неверные ответы. Собеседование проводилось с каждым ребенком наедине.
Результаты наблюдений однозначно показывают, что авторитарная система воспитания заставляет учеников лгать и развивать свое умение искусно притворяться из-за страха наказания. "Такие условия вынуждают детей придумывать новые стратегии обмана, чтобы выжить и адаптироваться к ситуации", - объяснила Виктория Талвер.
"Я надеюсь, наше исследование раз и навсегда докажет людям, что авторитарная система управления крайне непродуктивна. За редким, конечно, исключением. Очевидно, что запугивание способствует только усовершенствованию навыков хитрить и притворяться. Когда все только и делают, что скрывают ложью свои огрехи, работа не двигается", - добавил Канг Ли.
Ситуация резко изменилась