Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: AP |
В среду согласованная 27 октября лидерами еврозоны стомиллиардная программа помощи Греции и списания 50% долга страны, ставшая, по сути, программой ее контролируемого дефолта, оказалась поставленной под угрозу. Премьер Георгиос Папандреу заявил о намерении вынести на референдум условия достигнутого соглашения. Причиной подобного шага стала, по всей видимости, попытка спасения им собственного политического реноме. Референдум и вынесенное на нем решение позволили бы размыть ответственность греческого премьера и его кабинета за последствия всего, что происходило в стране в последнее время.
Учитывая настроения греков, референдум однозначно привел бы к неодобрению договоренностей с ЕС и практически гарантированному выходу Греции из зоны евро. После этого страну ожидал бы дефолт по самому жесткому сценарию, рост инфляции и катастрофическое падение жизненного уровня населения. Еврозоне уход Греции также не сулил ничего хорошего, так как послужил бы фактически алгоритмом ее развала.
Не удивительно, что решение о проведении референдума вызвало панику на рынках и взрыв негодования в рядах "спасательной команды" в лице ЕС, ЕЦБ и МВФ. Особенно возмущались руководители главных стран-доноров проекта – Германии и Франции, открыто заявившие о возможности выхода Греции из зоны евро. Ситуация усугублялась беспрецедентным внутренним давлением на Папандреу, который вынужден был заявить о готовности уйти в отставку при условии формирования коалиционного правительства.
Переговоры между президентом Греции Каролосом Папульясом, Георгисом Папандреу и лидером оппозиции Антонисом Самарасом завершились поздно вечером в воскресенье. По окончании встречи было объявлено о формировании нового правительства с проведением немедленных выборов. На данный момент известно, что Папандреу не будет возглавлять новый Кабинет министров, греческие коммунисты (главные возмутители спокойствия) не примут участия в выборах, а зампред правительства и глава греческого Минфина Венизелос сохранит свой пост.
В свою очередь, лидеры Евросоюза потребовали от Греции в течение суток определить, каким образом будет сформирован и когда начнет действовать обновленный кабинет. В случае невыполнения этого требования будущее финансовой помощи Афинам может быть пересмотрено, поскольку для европейских кредиторов фактор политической стабильности заемщика является первоочередным.
Две ведущие греческие партии, объявившие ранее о создании коалиционного правительства, договорились, что наиболее подходящей датой для досрочных выборов будет 19 февраля 2012 года. А сегодня должно быть названо имя нового премьера. На этот пост претендуют три кандидата: это бывший заместитель председателя ЕЦБ Лукас Пападимос, европейский омбудсмен Никифорос Диамандурас и заместитель председателя греческой партии "Новая демократия" Ставрос Димас.
Пока из всего этого можно сделать лишь осторожный вывод о том, что пик кризиса остался позади. По крайней мере, в пользу этого свидетельствует отмена референдума, грозившего катастрофой всей еврозоне. Говорить о преодолении внутреннего политического кризиса в стране пока рано. Но даже при имеющемся раскладе есть основания полагать, что коалиционное правительство не ударится в популизм и не станет препятствовать реализации договоренностей с ЕС. В пользу этого свидетельствует сохранение поста министром финансов, выступающим за четкое следование договоренностям с ЕС.
Впрочем, нынешнее разрешение ситуации – всего лишь промежуточный итог. О полном разрешении кризиса в еврозоне говорить не приходится. Греция – это лишь малая, хотя и очень показательная, часть европейских экономических проблем. Вслед за ней могут обрушиться Италия, Испания и Португалия, похоронив под обломками своей финансовой системы Европейский фонд финансовой стабильности (ЕФФС) – главное и единственное спасательное средство еврозоны.
На сегодняшний день объем фонда составляет €440 млрд, чего теоретически хватает на помощь Греции, Ирландии и Португалии. Предполагается, что фонд будет увеличен до €1 триллиона. Однако это уже вряд ли спасет положение, если кризис перекинется на другие слабые звенья европейской цепи. Долг одной только Италии приближается к €2 трлн, а общая сумма долгов стран ЕС составляет порядка €9 триллионов. В бюджете Италии обслуживание долгов уже сейчас является едва ли не самой крупной статьей расходов. Если эта страна запросит финансовой помощи ЕС (что эквивалентно объявлению дефолта), ЕФФС быстро опустеет, рынки потеряют доверие к еврозоне и, скорее всего, евро будет похоронен окончательно.
В довершение всех бед кризис наступает в головах европейцев, которые постепенно утрачивают веру в Евросоюз. Как отмечает Sueddeutsche Zeitung, ссылаясь на данные опросов, единая Европа теряет свое значение в иерархии ценностей европейской молодежи. Евросоюз все чаще представляется им далеким от простых граждан безжалостным "затягивателем поясов". И действительно: что спасает ЕС в нынешнюю годину кризиса? Рабочие места? Увы, нет! Крупные банки. А простым гражданам светит только урезание зарплат, социальных льгот и пенсий. Не удивительно, что никакого энтузиазма по поводу построения такого "союза европейских народов" эти народы не испытывают.
Одним словом, ЕС ждут, похоже, самые трудные испытания за всю его историю. К чему может привести столь глубокий и всесторонний кризис? Во-первых, к развалу еврозоны. Хорошо, если удастся просто "отколоть" от нее наиболее проблемных участников, предоставив им самим выкарабкиваться из долгового болота. Это будет легче для них и дешевле для кредиторов (немецкие эксперты уже подсчитали, что поддержка Греции обойдется дороже, чем списание ее долгов). Но может случиться и так, что придется упразднить евро и вернуться к национальным валютам. Это станет неизбежным сценарием, если рухнет Италия и пошатнется Франция.
Ну, а во-вторых, Евросоюз окончательно превратится в "разноскоростное" интеграционное объединение. Нынешняя ситуация продемонстрировала, что невозможно управлять с помощью единых правил странами с разным уровнем развития. Как пишет в этой связи Die Welt, механизмы Евросоюза рассчитаны на страны с высокими доходами и не срабатывают в менее развитых странах. Правила ЕС нацелены на постоянную модернизацию экономики, они буквально принуждают к обновлению производств и внедрению новых технологий. Но менее развитые страны не в состоянии "переваривать" это технологическое обновление: хотя бы потому, что на их рынках нет соответствующего спроса. Все это приводит к завышенным ожиданиям и неправильному менеджменту в южных странах ЕС, следствием чего стал нынешний долговой кризис. Например, на высокую прибыльность производств рассчитаны высокие экологические и социальные стандарты ЕС. Но если страны Юга будут строгое следовать, скажем, директивам ЕС о химической безопасности продукции, то они потеряют тысячи мелких предприятий.
Дальнейшие перспективы Евросоюза во многом будут зависеть от его способности адаптировать свои механизмы под разную скорость развития его членов. Придется смириться с тем, что Средиземноморье еще долго будет оставаться "отсталым" регионом Европы. И если ЕС сумеет подстроиться под это обстоятельство, он сможет сохранить свое единство.
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт