Россия пытается стать великим мостом

Саммит АТЭС в 2012 году дает России шанс стать сухопутным мостом в Европу. Сумеет ли она им воспользоваться – большой вопрос. На худой конец утешением станет то, что организация форума на территории страны поспособствует развитию Дальнего Востока


ФОТО: Вести.ru



В предстоящие выходные, 12 – 13 ноября, в Гонолулу пройдет очередной саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Особых сенсаций от этой встречи специалисты не ожидают, хотя признают, что роль стран Азиатско-Тихоокеанского региона в современном мире недооценена, и значение данного форума со временем будет повышаться. Для России же куда более значимым уже сейчас является следующий саммит – в 2012 году. Он впервые пройдет на российской территории – на острове Русский в Приморском крае. И если не поможет решить глобальные политические и экономические задачи страны, то хотя бы поспособствует развитию Дальневосточного региона.

Сегодня АТЭС объединяет 21 экономику (такая формула принята потому, что Гонконг и Тайвань в работе форума по-прежнему участвуют в качестве самостоятельных членов). По сути, он похож, скорее, на G20, нежели на полноценное объединение, хотя цели перед собой ставит более конкретные. Основная – создание зоны свободной торговли – была принята еще в 1994 г. на саммите в Индонезии. Вот только достигнуть ее никак не удается – слишком велики противоречия внутри содружества. И нет причин предполагать, что предстоящая встреча в Гонолулу поможет сдвинуть этот вопрос с мертвой точки и придать форуму АТЭС более динамичное развитие, считают эксперты.

Чтобы добиться реальной интеграции, необходимо, чтобы уровень развития всех экономик был сбалансирован. Уж на что тщательно отбирались будущие участники зоны евро, и то недосмотрели и пропустили Грецию. А у стран, входящих в АТЭС, различия куда более ощутимы, нежели у европейских государств: в нее входят такие диаметрально противоположные экономики, как Папуа – Новая Гвинея и США, Мьянма и Тайвань. "Эти различия, которые не исчезнут и через десять лет, будут препятствовать более тесной интеграции не просто в ближайшей перспективе, но даже в обозримом будущем", – прогнозирует руководитель Центра экономических исследований Института Латинской Америки Вадим Теперман.

Что же касается России, для нее АТЭС представляет особый интерес в двух аспектах. Первый – поиск новых торговых партнеров на Востоке в противовес Западу, который все чаще и капризнее выражает недовольство условиями сотрудничества и пытается их изменить в свою пользу. Разумеется, речь не идет о полной переориентации с одного направления на другое. Европа останется основным партнером России как минимум на ближайшие 50 лет, полагают эксперты. Но дифференцировать поставки и сделать внешнюю торговлю более сбалансированной российской экономике не помешает.

Вторым аспектом является, собственно, уникальное положение России между Западом и Востоком, что дает ей шанс стать транспортным коридором между Европой и Азией, и именно этот вопрос может стать одним из ключевых на саммите 2012 года. "Проведение АТЭС на территории России поможет нам стать сухопутным мостом к Европе", – считает заместитель директора Института США и Канады Виктор Супян. Впрочем, тут возникает извечный вопрос: сумеет ли Россия воспользоваться этим шансом.

Разговоры о том, что страна должна использовать свое географическое преимущество и торговать пространством, ведутся уже много лет. Однако для начала это пространство необходимо обустроить, то есть развивать транспортную инфраструктуру – строить и модернизировать железные дороги, порты и т.д. И вот на этом этапе, как водится, все замирает. Говорят, даже новенькая трасса Чита – Хабаровск, открытая в прошлом году знаменитой премьерской поездкой на желтой "Ладе Калине", уже находится в довольно плачевном состоянии. Что уж говорить о других проектах.

Для развития инфраструктуры необходимы инвестиции. И если в ближайшее время инвестиционный климат в стране не будет улучшен, транспортный коридор в Европу будет проложен в обход России. Нам на пятки уже наступает Китай. "Если скорость перевозки грузов, например, по Транссибирской магистрали – не более 50 км в час, у ее китайского аналога – свыше 100 км в час. Один порт города Далянь по своей мощности и длине причалов превосходит все порты России", – уверяет руководитель Центра экономических и социальных исследований Китая и Восточной Азии Андрей Островский.

Впрочем, на худой конец можно будет утешиться тем, что сама возможность провести форум на российской территории даст хороший стимул для развития Дальнего Востока и Сибири. К организации мероприятия, как водится, подошли с размахом. В рамках подготовки к саммиту, в частности, строятся мосты через пролив Босфор Восточный и бухту Золотой Рог, проводится капитальная реконструкция аэропорта Владивостока, будут построены несколько пятизвездочных гостиниц. Общее финансирование программы по подготовке столицы Приморья к встрече на высшем уровне составляет 662 млрд рублей.

Выбор читателей