У буровиков с "Кольской" сдали нервы

Платформа "Кольская" потерпела крушение в Охотском море из-за лопнувшего буксировочного троса. Драгоценные минуты перед гибелью буровой ушли на спасение трех человек, у которых не выдержали нервы


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Специалисты назвали причины крушения платформы "Кольская" и гибели экипажа. Выводы экспертов публикует портал "Морской бюллетень-Совфрахт". Выяснилось, что судно погубил лопнувший буксировочный трос, а людей спасти не удалось потому, что у троих из них сдали нервы.

Причиной крушения "Кольской" стало стечение сразу нескольких обстоятельств. Несмотря на шторм, судно нормально следовало по маршруту. Затем экипаж принял решение повернуть южнее, чтобы идти по волнам и не подставлять им правый борт. Но тут произошел разрыв троса основного буксировщика - ледокола "Магадан". В результате буксировщикам пришлось снизить скорость, а затем и вовсе лечь в дрейф.

"Буровую поставило лагом к волне, достаточно быстро ударами волн были повреждены конструкции, в частности фальшборт, и, по всей видимости, поврежденные конструкции срезали гусаки танков, в которые начала поступать вода. Буровая получила дифферент на нос, разрушения верхних конструкций усилились. Ситуация стала быстро ухудшаться", - сообщает издание.

В результате "Нефтегаз-55" аварийно отдал свой буксир и направился к "Кольской", чтобы забрать с верхней палубы людей, которые к тому времени были одеты в гидрокостюмы и готовы к эвакуации. В этот момент один человек из персонала буровой выпрыгнул за борт. "Нефтегаз-55" приостановился, поднял его из воды и вновь пошел на сближение с аварийной платформой. Но тут нервы не выдержали еще у двоих - пришлось потратить время и на их спасение. И вот буквально в то самое время, когда они были извлечены из воды, буровая легла на борт, основную массу людей, приготовившихся к эвакуации, накрыло рухнувшей вышкой буровой. "Драгоценные минуты перед гибелью буровой ушли на спасение трех человек, у которых не выдержали нервы", - резюмирует издание.

Эксперты приходят к выводу, что главной причиной крушения буровой стал разрыв пряди буксирного троса и последующий дрейф, в ходе которого буровую поставило лагом к волне. Сомнения у специалистов вызвало решение подвернуть на юг в тот момент, когда с тросом еще было все в порядке. Этот курс, действительно, был более удачным, но во время маневра караван начал отдаляться от "Сахалина", который при северо-западном ветре и волнении становился естественным прикрытием от штормовых волн.

Новые обстоятельства трагедии стали известны после того, как были опубликованы последние переговоры с "Кольской". Как стало известно из расшифрованной записи радиообмена между тонущей платформой и ледоколом "Магадан", во время шторма в корпусе "Кольской" образовалась течь, а волны смыли и унесли в открытое море все спасательные шлюпки.

Когда платформа стала свободно дрейфовать, экипаж попробовал самостоятельно заварить трещину и отправиться в залив Терпения. "Мы начали разворачиваться на 180 градусов. Буксир "Нефтегаз-55" подходил к "Кольской", чтобы забрать людей", - вспоминает капитан "Магадана" Роман Могилян.

Спустя некоторое время Терсин решил развернуть платформу с подветренной стороны. "Мы дали сигнал SOS. У нас поступление воды продолжается. Крен на нос увеличивается, под нос уже вода хлещет. Возможно, вам придется снимать всех людей наших, потому что вокруг никого нету. Сейчас собираем весь экипаж в салоне. У них гидротермокостюмы и жилеты спасательные с собой", – передал он ледоколу.

После этого "Нефтегаз-55" отдал буксир и зашел с кормы вышки. Но в этот момент "Кольская" дала сильный крен на нос и за считанные секунды перевернулась. Больше на связь буровая не выходила.

В настоящее время расследование проводят четыре комиссии от разных ведомств, возглавляет его Следственный комитет. Однако специалисты "Морского бюллетеня" опасаются, что из-за вовлечения стольких структур и неопределенности механизма расследования найти истину о причинах и обстоятельствах ЧП не удастся.

Напомним, "Кольская", буксировавшаяся с Камчатки на Сахалин, перевернулась в ночь на 18 декабря в Охотском море. На борту время находились 67 человек, 14 из них остались живы. Спасателям удалось извлечь из воды 17 тел. Тридцать шесть человек числятся пропавшими без вести.

В рамках расследования уголовного дела по факту затопления платформы допрошены моряки, оставшиеся в живых после крушения, а также члены экипажа буксирного судна "Нефтегаз 55" и ряд руководителей владельца платформы – ОАО "Артикморнефтегазразведка".

По факту катастрофы возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц"). Среди возможных причин затопления буровой платформы называли нарушение правил движения, техническое состояние установки и погодные условия.

Выбор читателей