Страсти по психоанализу

"Опасный метод" Кроненберга прекрасно иллюстрирует время, когда зарождалась новейшая культура, перевернувшая тысячелетние представления о структуре человеческой психики




Опасный метод (A Dangerous Method)
Германия, Канада, Великобритания, Швейцария, 2011
Режиссер: Дэвид Кроненберг
В ролях: Кира Найтли, Вигго Мортенсен, Майкл Фассбендер, Венсан Кассель
Приз за лучшую мужскую роль на Венецианском фестивале – Майкл Фассбендер

Эта любовная коллизия давно стала предметом изучения историков науки и исследователей интеллектуального наследия двух величайших мыслителей, заложивших основы современной психологии.

Как известно, разлад во взаимоотношениях между Зигмундом Фрейдом, которого более молодой коллега Карл Густав Юнг считал своим учителем (их разница в возрасте составляла почти 20 лет), послужил наглядным доказательством выдвинутой теории пан-сексуальности и имел ту самую "психоаналитическую" подоплеку, о которой писал великий "дедушка".

Вступив на неизведанную территорию психоанализа, профессор Фрейд всячески предостерегал своих последователей от искушения воспользоваться плодами так называемого переноса – специфического эффекта, возникающего в процессе терапии, когда врач и пациент практически неизбежно начинают испытывать друг к другу сексуальное влечение.

В 1904 г. в швейцарскую клинику, где в качестве психиатра практиковал 30-летний Юнг, привезли 18-летнюю девушку, страдающую сильнейшим нервным расстройством. Дочь богатого русского купца 1-й гильдии, свободно говорящая на немецком и к тому же красавица, билась в истерических конвульсиях и почти утратила способность к коммуникации. Она была первой пациенткой, которой Юнг предложил лечение с помощью вербальной терапии по методу Фрейда. Положительные результаты не заставили себя ждать, и теория венского гения в области лечения истерических расстройств нашла свое блестящее подтверждение.

После столь интенсивного периода взаимодействия и даже совместной научной работы, Сабина вызывает в Карле Густаве сильнейшую, взаимную и с трудом подавляемую страсть. Между тем Юнг счастливо женат, у него в браке один за другим рождаются детки, жена – небесное создание. Хотя мы видим, как часто жизнь с подобным ангелом не приносит сексуального удовлетворения: с этого, собственно, и начинается теория Фрейда.

Спустя некоторое время, пока герои на фоне психоанализа разбираются в подсознательных желаниях, не мечтая воплотить их в жизнь, в клинику Юнга попадает некий Отто Гросс. Это бывший ученик Фрейда, молодой психоаналитик и нигилист, считающий, что глупо новейшие открытия в области сексуальности не применять на практике. Он даже в лечебнице нюхает кокаин, трахается с медперсоналом, устраивает из своей жизни пособие по сексопатологии и в результате кончает самоубийством. Однако вульгарная проповедь ницшеанства, приправленная фрейдистскими откровениями о половых инстинктах, заставляет Юнга переступить грань, которую Фрейд, имевший куда больший врачебный опыт, никогда не переходил. Создатель теории психодинамики избегал скандальной славы, презирал и немедленно изгонял из своего круга последователей, пользующихся психологической беспомощностью пациентов.

Случай с Юнгом и Шпильрейн был самым болезненным, хоть не последним ударом, заставивший Фрейда во многом пересмотреть взгляды на принципы психоанализа.

Тем не менее романы с пациентками стали локомотивом всего дальнейшего творчества самого Юнга, чьи заслуги перед психологией трудно переоценить. Исследователи до сих пор гадают, в какой мере вся современная философия медицины обязана появлению на авансцене этой науки замечательной русской пациентки.

История свидетельствует, что спустя несколько лет после описываемых в картине событий, уже после окончания романа с лечащим врачом, Шпильрейн уезжает в Вену, где в 1912 г. становится ученицей Фрейда, который, узнав подробности ее романа из переписки, прекратил контакты с Юнгом. Последний, как известно, в результате основал собственную школу так называемой аналитической психологии.

Важно помнить (этого нет в картине), что главная героиня в 1923 г., после получения образования в Германии и написания диссертации под редакцией Фрейда, вернулась в Советскую Россию, где большевики во главе с Троцким бурно приветствовали возникновение психоанализа. Сабина Шпильрейн стоит у истоков психологических штудий в СССР, пока в 1930-м Сталин не запрещает Русское психоаналитическое общество. Она переезжает в родной Ростов-на-Дону и работает там терапевтом, пишет статьи, рожает вторую дочь.

В период чисток 1937-го большевики расстреливают троих ее родных братьев, от разрыва сердца умирает муж, тоже психоаналитик. Когда началась война, доктор Шпильрейн, воспитанная на немецкой культуре, отказывается бежать из оккупированного города. Она считает гитлеровский план уничтожения евреев дезинформацией со стороны коммунистов. В августе 1942 г. Сабина Шпильрейн и две ее дочери были расстреляны в Змиёвской балке во время массовых нацистских казней.

Но это совсем другая история...

Та же, что с огромным вниманием к внешним реалиям описана в фильме, содержит изрядную долю художественного вымысла. Картина изобилует диалогами, которые, скорее всего, не вели в реальности прототипы, ведь перед нами театральная пьеса, а не реконструкция исторических событий. Тем не менее сюжет в должной степени иллюстрирует время, когда зарождалась новейшая культура, перевернувшая тысячелетние представления о структуре человеческой психики.

Создатель фантастической "Мухи" и многих других психоделических шедевров, самый известный канадский режиссер упорно возвращается к анализу психопатологий. Ограничения бюджета не позволили Кроненбергу выбрать маститых звезд, но он сумел использовать потенциал относительно молодых артистов по максимуму. И хотя критики дружно отмечают, что в первой половине фильма Кира Найтли, изображая болезненную истеричку, несколько переигрывает, остальные герои выглядят весьма убедительно.

Неожиданно сдержанный Фрейд – Мортенсен, жующий сигары и бурчащий под нос, напряженный красавец Юнг – Фассбендер с мечтательным выражением лица, фирменно-порочный Кассель – Гросс создают динамичный ансамбль, ничуть не заставляя зрителя скучать, хотя в фильме много диалогов, насыщенных специфической терминологией.

Кстати, наблюдая реакцию зрителей на это зрелище, трудно не обратить внимание, что многие сцены вызывают специфический, несколько нервный ответ в зале, почти как на первичном приеме у психотерапевта. Одна критикесса весь фильм громко хихикала, как будто ее щекотали, и публике пришлось на нее шикать и пересаживаться: у барышни явно возникла защитная психологическая реакция на рассуждения о сексе из уст "отцов-основателей". Думаю, именно о такой "критике" любой режиссер мечтает всю жизнь.

Выбор читателей