Выборы проделали в бюджете огромную дыру

Дефицит федерального бюджета РФ в феврале составил 3% ВВП – за последние семь лет такое случалось лишь однажды. Для Минфина эти цифры оказались неприятной неожиданностью


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Февральская статистика преподнесла властям неприятный сюрприз. Дефицит федерального бюджета России за два месяца 2012 г. составил, по предварительным оценкам, 245,34 млрд руб., или 3% ВВП, говорится в материалах Министерства финансов. За последние семь лет такое случилось лишь однажды – в посткризисном 2010 году. Но даже тогда этот показатель был немного меньше: по итогам января – февраля он составил 169,5 млрд руб., или 2,8% ВВП.

Цифры оказались неожиданностью и для самого ведомства. Ранее заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко говорила о том, что бюджетный дефицит в феврале достигнет 124,5 млрд руб., или 1,5% от ВВП. А буквально за несколько часов до публикации обновленных данных она заявила, что Минфин не исключает нулевого дефицита и даже профицита бюджета по итогам 2012 года.

Понятно, что накануне президентских выборов необходимо было хорошенько накормить электорат. Но также очевидно, что выполнять щедрые предвыборные обещания придется хотя бы до тех пор, пока протестная активность не утихнет окончательно. Это означает, что о сколько-либо заметном сокращении государственных расходов в ближайшее время говорить не приходится. Между тем высокий уровень социальных и прочих обязательств, взятых на себя правительством, – главное, что беспокоит сегодня экономистов и инвесторов. И дефицитный бюджет оптимизма и доверия новой власти вовсе не добавляет. А ведь чиновники так надеялись, что выборы повернут вспять процесс бегства из страны капиталов.

За последние несколько месяцев только ленивый не говорил о том, что в России наблюдается колоссальный отток капиталов, что совершенно ненормально в условиях стабильно высоких цен на нефть и относительного благополучия в экономике. По оценке замминистра экономического развития Андрея Клепача, в начале этого года из России утекло $17 млрд (в полтора раза больше, чем за тот же период годом ранее), за весь 2011 г. – $84,2 миллиарда. На столь высоком уровне отток капитала частного сектора держится уже на протяжении полугода, отмечают аналитики института "Центр развития" НИУ ВШЭ. А всего за полтора года непрерывного оттока капитала (за исключением одного месяца) из России "ушло" почти $130 млрд – столько же, сколько за три месяца активной фазы кризиса конца 2008 года.

Но позиция денежных властей остается неизменной: они упорно не видят серьезной проблемы в сложившейся ситуации и с завидным упорством говорят о грядущем возврате капитала в Россию. "В начале февраля этого года первый зампред Банка России Улюкаев заявлял, что небольшой отток капитала из России в январе сменится притоком уже в феврале. Затем заместитель министра экономического развития Клепач сообщил, что приток капитала в страну начнется с марта или со второго квартала. А совсем недавно к их мнению присоединился и глава Минфина Силуанов, который также ожидает возвращения капитала", – напоминают специалисты "Центра развития".

Основной и едва ли не единственный аргумент государственных оптимистов заключается в том, что с возвращением в Кремль Путина в страну, наконец-то, придет стабильность. Этой точки зрения придерживаются и некоторые независимые эксперты. Окончание периода политической неопределенности благоприятно скажется на настроениях инвесторов, соглашаются они. Однако этого недостаточно для пробуждения интереса к России, где по-прежнему царит коррупция, деловой климат далек от совершенства, и все сильнее ощущается зависимость от экспорта энергоресурсов. Политические риски после президентских выборов снизились, но экономические лишь возросли, причем как внешние – из-за чрезмерно высоких цен на нефть, так и внутренние – из-за раздутых предвыборных обещаний.

О перспективах возврата капиталов можно судить по реакции международного рейтингового агентства Fitch, которое сразу после выборов оценило выполнение предвыборных обещаний Путина в 8% от прогнозируемого ВВП и пообещало внимательно следить за тем, насколько быстро новое правительство примется за реформирование экономики. Наказанием за медлительность может стать снижение национального кредитного рейтинга. Так что если новая власть действительно рассчитывает вернуть беглые капиталы, ей придется изрядно потрудиться.

Выбор читателей