Россияне устали развлекаться в торговых центрах

Торговых центров в России примерно в два раза больше, чем в Европе, где магазины носят чисто утилитарный характер и не предлагают иных развлечений, кроме шопинга. Но мы движемся в том же направлении, и не исключено, что количество ТЦ будет уменьшаться


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Торговля в России во все времена слыла делом весьма прибыльным. Но и богатые, как известно, тоже плачут. Владельцы розничных сетей не устают жаловаться на проблемы. А уж в нынешней нестабильной ситуации и вовсе грешно не найти хоть какую-то причину для печали. Впрочем, поводы для беспокойства у представителей отрасли действительно имеются, и в достаточном количестве. Доходность ритейла уменьшается буквально на глазах, уверяет владелец группы компаний "Вестер" Олег Болычев. "Если средний чек по продуктам питания у нас достаточно стабилен, то по нон-фуду либо падает, либо не растет, что сопоставимо с падением", – рассказал он в ходе XVIII международного саммита "Торговля в России".

Процветанию торговли мешают высокие темпы инфляции в секторах, особо значимых для развития розницы, полагает Болычев. В частности, цены на бензин растут на 19,5%, логистика дорожает на 27%, тарифы на электроэнергию прибавляют 33%, расходы на ЖКХ и эксплуатацию недвижимости увеличиваются более чем на 30%. И так ежегодно, несмотря на кризис. Единственные способ снизить арендные ставки – строить как можно больше новых зданий, столько, "сколько съедят потребители". Одна беда – строительство сейчас стагнирует. И еще: появление новых торговых центров выманивает посетителей из старых, в итоге трафик у всех уменьшается, признает предприниматель.

Несколько иной точки зрения придерживается генеральный директор компании "Белый ветер цифровой" Данила Васкевич. Он отмечает, что сейчас торговых центров в России примерно в два раза больше, чем в Европе. И не исключено, что со временем их количество будет уменьшаться. Дело в том, что у нас эти царства торговли одновременно стали местом для развлечения, притягивающим жителей мегаполисов, особенно в выходные и праздничные дни, тогда как в развитых странах "хлеб" и "зрелища" чаще всего разделены, а магазины служат чисто утилитарным целям шопинга. Россия тоже постепенно движется в этом направлении. Стандартный набор аттракционов (кино, каток, боулинг) уже слегка поднадоел, и люди все чаще предпочитают развлекаться другими способами: поездками за город, посещением выставок и различных культурных мероприятий, которые в избытке проводятся в крупных городах.

Среди основных угроз торговому сектору специалисты выделяют вступление России в ВТО, сулящее нашествие мировых монополий, которые уже сегодня диктуют ситуацию на российском рынке ритейла в значительно большей степени, чем сами ритейлеры. С другой стороны, именно тот факт, что в стране успешно работает значительное количество иностранных поставщиков, дает повод предполагать, что никаких кардинальных перемен с этой точки зрения присоединение к ВТО не принесет, парирует и.о. начальника отдела департамента торговых переговоров Минэкономразвития Татьяна Палатова. Даже несмотря на то что российское законодательство в сфере торговли является одним из самых либеральных, по условиям вступления в эту организацию иностранные компании-поставщики должны быть зарегистрированы в качестве российского юридического лица, платить налоги в российскую казну и отчитываться перед российскими госорганами.

Зато членство в ВТО дает шанс хоть отчасти сократить объем серого импорта. Правда, ФАС в апреле 2011 г. предложила решить эту проблему кардинально, сменив действующий национальный принцип исчерпания прав на международный. В первом случае продажа на территории страны товаров без согласия их производителя запрещена, независимо от того, сколько раз эти товары перепродавались за ее пределами. Согласно второму варианту, однажды продав свой товар в любом государстве, производитель теряет право влиять на его дальнейшую судьбу.

Антимонопольное ведомство считает, что переход на международный принцип поспособствует развитию конкуренции и снижению цен. Однако исследование, проведенное специально по этому поводу Высшей школой экономики, показало, что все не так однозначно. Подобный шаг может снизить стимулы иностранных производителей к созданию производств на российской территории. Одновременно дополнительный приток дешевых импортных товаров ослабит позиции отечественных производителей. При этом не стоит забывать, что поставщики нелегальной продукции не несут ответственности перед конечным потребителем, а ее низкая цена может объясняться такими факторами, как нарушение условий транспортировки и хранения товаров, истекающий срок годности, закупка бракованных партий и т.д. При этом в случае возникновения проблем претензии покупателей обращаются на производителя, что подрывает его деловую репутацию и наносит ущерб бренду.

Но главная опасность, по словам первого проректора НИУ ВШЭ Вадима Радаева, заключается не в самом сером импорте, а в том, что под его прикрытием ввозят подделки и фальсификат. Предыдущие исследования показывают, что любое снижение уровня защиты резко активизирует деятельность изготовителей контрафактной продукции. "Нарушение прав собственности в принципе нельзя оправдывать экономической целесообразностью. Но и эти экономические аргументы явно недостаточны. Позитивные эффекты если и будут, то небольшие и краткосрочные, а среднесрочные эффекты будут, скорее всего, негативные", – резюмирует ученый.

Еще одна важная тема, затронутая на саммите, – переход на безналичные расчеты. Здесь в России просто непаханое поле для работы. На данный момент лишь 5,2% расчетов в стране приходится на долю безналичных денег. По количеству POS-терминалов на душу населения Россия заметно отстает от многих стран, не только развитых, но и развивающихся, находясь где-то между Мексикой, Аргентиной и Индией. Все это создает благодатную почву для развития теневой экономики. И даже сами представители ритейла, которые в целом негативно относятся к вмешательству государства в их деятельность, призывают на законодательном уровне обязать всех участников торговли принимать безналичные платежи.

Выбор читателей