Россия становится вертолетной меккой

В области производства и продажи современных вертолетов наша страна входит в тройку мировых лидеров: машины российского производства занимают сегодня 14% вертолетного рынка


Ка-62. ФОТО Ольги Соколовой
ВСЕ ФОТО



По утверждению аналитиков, к 2014 г. вертолетная техника займет второе место в структуре мирового военного экспорта. По этой категории будет иметь место самый существенный долевой рост в общем балансе мировой торговли оружием. Лидерство по объему продаж в сегменте военной вертолетной техники сохранят за собой многоцелевые вертолеты – $30,389 млрд в период до 2014 г., что составляет 50,95% от общего прогнозируемого объема продаж военной вертолетной техники.

Поэтому не удивительно, что и авиационные специалисты, и обычные зрители проявили большой интерес к 5-й Международной выставке вертолетной индустрии МВВИ-2012 HeliRussia, прошедшей 17 – 19 мая в Москве.

В выставке приняло участие более 200 компаний из 18 стран: России, Украины, Белоруссии, США, Великобритании, Франции, Германии, Канады, Швейцарии, Швеции, Италии, Испании, Индии, Финляндии, Польши, Колумбии, Чехии и Литвы.

Одним из ключевых мероприятий HeliRussia стала международная конференция "Рынок вертолетов: реалии и перспективы", которую организовала Ассоциация вертолетной индустрии и отраслевое агентство "АвиаПорт". В дискуссии приняли участие представители ведущих эксплуатантов и производителей вертолетов. Были заслушаны доклады о прогнозе мирового вертолетного рынка, об американском рынке вертолетов от Международной вертолетной ассоциации, о российском рынке вертолетов. Впервые на мероприятии была представлена информация о состоянии и перспективе украинского рынка.

Гвоздем выставки стал представленный холдингом "Вертолеты России" многоцелевой транспортно-пассажирский вертолет среднего класса Ка-62, разработанный ОАО "Камов". По утверждению генерального директора холдинга Дмитрия Петрова, новая машина сочетает в себе традиционные свойства российских вертолетов, она надежна и проста в управлении. При разработке Ка-62 особое внимание уделялось таким качествам, как экологичность и повышенная экономичность эксплуатации. Расширенный функционал новой модели может обеспечить Ka-62 повышенный спрос со стороны традиционных заказчиков, а также заинтересует новых, сообщил Дмитрий Петров.

Ka-62 создается с применением новейших технологий и современных материалов. Машина построена по одновинтовой схеме с многолопастным рулевым винтом в кольцевом канале вертикального хвостового оперения. Планируется, что лопасти винтов и планера более чем на 50% будут выполнены из полимерных композиционных материалов.

В представленном варианте вертолет может оснащаться двумя турбовальными двигателями Ardiden 3G мощностью 1680 л.с. производства французской компании Turbomeca. Благодаря модульному дизайну и двухканальной электронно-цифровой системе управления двигателем (FADEC) эти двигатели высоконадежны, просты в использовании и обладают исключительно низким расходом топлива. Вертолет также получит "стеклянную кабину" разработки санкт-петербургской компании "Транзас".

Ка-62 предназначен для транспортировки грузов, экстренной медицинской помощи, воздушных работ и наблюдения; он может использоваться в нефтегазовой области, для спасательных работ и корпоративных нужд.

Наверное, под впечатлением вида этой определенно прекрасной машины исполняющий обязанности вице-премьера РФ Дмитрий Рогозин, открывавший выставку, заявил о том, что "принял решение пойти в школу и стать пилотом вертолета". Выяснился и еще один интересный факт: и.о. министра промышленности и торговли Денис Мантуров, оказывается, уже стал вертолетчиком и имеет право летать на легких вертолетах.

Желание в ближайшее время овладеть навыками пилотирования вертолета высказал Виталий Петров – российский пилот команды "Формулы-1" Caterham F1 Team, спонсором которой стало ОАО "Вертолеты России".

Другой изюминкой выставки стала представленная российско-чешской компанией RUMAS Group модель легкого двухместного вертолета соосной схемы Rumas 10 весом до 950 кг. Его конструкция имеет одну отличительную особенность по сравнению с существующими вертолетами соосных схем – стоящий в хвостовой части реверсивный винт. Как утверждают разработчики, такая конструктивная схема позволит обеспечить вертолету большую примерно на 100 км/час крейсерскую скорость (по отношению к конкурентам) и более высокую маневренность. Rumas 10 может оснащаться уникальной пожарной пушкой, способной с расстояния вести прицельный огонь по очагам возгорания специальными порошковыми снарядами.

В области производства и продажи вертолетов Россия входит в тройку мировых лидеров: вертолеты российского производства занимают 14% мирового рынка. Дмитрий Петров уточнил, что сегодня наша страна занимает 9% рынка гражданских вертолетов и 22% военного мирового вертолетного рынка. Наше присутствие в этой области ощутимо в странах СНГ, Индии и Китае. Сейчас холдинг "Вертолеты России" активно вторгается на новые рынки в странах Латинской Америки.

По информации Дмитрия Петрова, Россия в прошлом году поставила заказчикам 262 винтокрылых машины на 104 млрд рублей. В этом году запланировано продать более 300 вертолетов различных марок на сумму 150 млрд рублей.

В свою очередь, госкорпорация "Рособоронэкспорт" за десять лет (с 2001 по 2011 гг.) продала за рубеж свыше 400 военных вертолетов. По утверждению представителя компании Григория Козлова, за последнее десятилетие объем продаж вырос в 12 раз, при этом за последние четыре – пять лет за рубеж стали продавать в пять раз больше вертолетов.

Что касается международной кооперации России в области вертолетостроения, то уже в этом году в подмосковном Томилине на базе СП HeliVert, созданном холдингом "Вертолеты России" и англо-итальянской компанией AgustaWestland, будет построен первый вертолет AW139 российской сборки. Первым заказчиком, возможно, станет авиакомпания "ЮтЭйр": она планирует приобрести десять машин.

Выставочная площадка HeliRussia стала местом не только демонстрации достижений мировой вертолетной индустрии, но и обсуждения актуальных отраслевых и межотраслевых проблем. За три дня работы выставки прошло около 30 международных конференций, круглых столов, семинаров, презентаций, а также церемоний награждения победителей международных конкурсов по вертолетной тематике.

#0 Agusta Westland AW-139v
ФОТО: Ольга Соколова #1 AW-139
ФОТО: Ольга Соколова #2 Bell-407
ФОТО: Ольга Соколова #3 Eurocopter EC135
ФОТО: Ольга Соколова #4 Robinson R-44
ФОТО: Ольга Соколова #5 Robinson
ФОТО: Ольга Соколова #6 Автожир Казачок
ФОТО: Ольга Соколова #7 Автожир Оршик
ФОТО: Ольга Соколова #8 Автожир панель управления
ФОТО: Ольга Соколова #9 Автожир
ФОТО: Ольга Соколова #10 Автожиры Cavalon и Calidus
ФОТО: Ольга Соколова #11 АНСАТ
ФОТО: Ольга Соколова #12 Беспилотник Колибри-4
ФОТО: Ольга Соколова #13 Беспилотники разработанные в МАИ
ФОТО: Ольга Соколова #14 Выставка HeliRussia Ка-62
ФОТО: Ольга Соколова #15 Главный герой выставки Ка-62
ФОТО: Ольга Соколова #16 Двигатель вертолета МИ-26
ФОТО: Ольга Соколова #17 Дельталет Поиск-06
ФОТО: Ольга Соколова #18 Перспективный российско-чешский проект RuMAS10
ФОТО: Ольга Соколова #19 Перспективный российско-чешский проект RuMAS10F
ФОТО: Ольга Соколова #20 Хвостовой винт и двигатель К-62
ФОТО: Ольга Соколова

Выбор читателей