Канны-2012: награды нашли героев

Фильмом-победителем Каннского фестиваля заслуженно стала "Любовь" Михаэля Ханеке. За лучшую мужскую роль награжден датчанин Мадс Миккельсен, за лучшие женские роли – две румынские актрисы. А вот с Гран-при вышел конфуз


ФОТО: AP



Награды главного киносмотра начала года вручены, никаких особых сюрпризов не произошло. Почти все, в том числе и ваш обозреватель, предсказывали победу фильму Михаэля Ханеке " Любовь", равно как и награду Мадсу Миккельсену из датской " Охоты" за лучшую мужскую роль.

Я был почти уверен, что вычурная картина Карлоса Рейгадаса что-то да получит. Так и вышло: отметили самого режиссера, который, кстати, на будущей неделе приедет к нам в Иваново на провинциальный, но набирающий вес кинофестиваль "Зеркало" в качестве почетного гостя.

Несколько неожиданным стало присуждение приза не только Кристиану Мунджу за лучший сценарий (фильм "За холмами"), но и обеим его актрисам. Кристина Флютур и Космина Стратан разыграли весьма страстную (во всех смыслах этого слова) драму, но на фестивале, по-моему, были и более достойные претендентки на награду – в частности Марийон Котийяр или Маргарет Тизель. А Мунджу, обласканный "пальмой" пять лет назад, стал очевидным лидером еврокино, и о новой румынской волне теперь можно говорить без кавычек.

Что касается второго по значимости приза жюри – "Гран-при", – тут все довольно просто. Как признавался в одном из интервью президент Каннского фестиваля Жиль Жакоб, когда в качестве председателя жюри приглашается итальянец (в нашем случае Нанни Моретти), он не может вернуться на родину без награды отечественному фильму. Это просто нереально. Поэтому практически худший, скучнейший и плохо разыгранный, самый невнятный фильм конкурсной программы (по мнению как журналистов, так и простых зрителей) – "Риалити-шоу" Маттео Гарроне, был награжден незаслуженно.

Теперь что касается нашего присутствия: оно получилось на редкость удачным. От России (условно говоря) было два фильма, и оба отмечены. Как бы не совсем официальный, но весьма престижный приз иностранной прессы (ФИПРЕССИ) накануне основной церемонии достался военной драме "В тумане" Сергея Лозницы. Это не только приятно, но и почетно: Лозница вписывает свое имя в историю восточноевропейского кино теперь уже бесповоротно.

А вот с выпускницей ВГИКа Таисией Игуменцевой произошел казус, какой бывает только в кино. Ей не ставили оценку на дипломе. Обвинили чуть не в оскорблении нравственности (в свете новой российской "духовности"), простили перемонтировать фильм "Дорога на...". В результате поставили невиданную в этом вузе "четверку" (всем режиссерам на дипломе ставят только "отлично") – за короткометражку, победившую в официальной программе дебютов фонда Cinemafoundation. Из почти 2 тыс. лент из 130 стран мира в конкурс попало 20 – и вот результат: наша девочка первая плюс €15 тыс. на конфеты.

А история в фильме рассказана пророческая: симпатичный молодой человек, продавец из магазина, после работы едет в спальный район и орет на всю улицу неприличные слова, с пожеланием неизвестным соседям отправиться по сексуально-туристическому маршруту. Не пользуясь, естественно, эвфемизмами. Так чувак сбрасывает напряжение, хотя и получает за это по шее. Однажды он встречает девушку, влюбляется и зовет на свидание. Та вначале не понимает (в отличие от зрителей), зачем вдруг надо ехать в неизвестное место. По ходу дела парень предлагает ей послать всех на. Воспитанная девушка пугается и не хочет кричать, но любовь берет свое, и уже двое посылают всех окружающих куда следует.

Думаю, бывшие преподаватели Игуменцевой, все эти трусливые и бездарные ханжи из экзаменационной комиссии, теперь чешут репу, придумывая, каким бы боком прислониться к каннскому лауреату, которого они так бездарно проморгали. Воистину, пошли бы они.

И, наконец, нельзя не упомянуть еще об одной яркой тенденции минувших Канн. Из двадцати двух лент шесть (больше, чем у кого бы то ни было) были американскими. Ни одна не получила призов, хотя многие заслуживали. Столь широкое присутствие говорит о том, что каннские отборщики серьезно поддерживают заокеанское независимое кино; между тем жюри считает любое американское присутствие в конкурсе экспансией Голливуда. И в этом подходе намечается серьезное противоречие с реальным положением дел в культуре: большой Голливуд давно стал транснациональной корпорацией, а независимое кино как снималось в Америке, оставаясь частью традиционной кинокультуры этой страны, так и продолжает прогрессировать.

Нынешний конкурс, с его образцовой организацией, уважением со стороны киносообщества, вниманием со стороны прессы и публики, еще раз наглядно показал, что авторское кино во всем мире вызывает огромный отклик. Программа этого года была ровной, стабильной, интересной, хотя до сих пор не смолкают споры по поводу некоторых неоднозначных решений жюри. А зрителю остается только ждать, когда "каннские" фильмы выйдут на экран.

Канн – Москва

Выбор читателей