Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Упорство Москвы в желании поддержать сирийские власти заставило авторов статьи задуматься о месте России в современном мире. Авторитарному государству, построенному на репутации Путина и экспорте энергоресурсов, не место в клубе наиболее быстро развивающихся стран, заявляют Бреммер и Рубини. Группа G7+1 не сможет стать полноценной G8, пока Россия не превратится в зрелую демократию со свободной рыночной экономикой, но поводов для оптимизма на этот счет не наблюдается.
При этом Коммунистическая партия Китая, поддерживающая в стране режим, который очень далек от демократии, удостоилась от авторов статьи похвалы за то, что сумела создать мощный экономический двигатель, который вытащил КНР из нищеты и сделал ее второй крупнейшей экономикой в мире. Тот факт, что вторая крупнейшая экономика в значительной степени зависит от США, их, похоже, не смущает.
И все же, даже с учетом предвзятости по отношению к России, нельзя не согласиться с тем, что во многом критика Бреммера и Рубини справедлива. Инвестиционный климат в стране весьма далек от идеального. Большая часть российской бизнес-элиты по-прежнему ищет возможность быстрого обогащения и даже не пытается вкладывать деньги в долгосрочную перспективу, а бегство капитала после возвращения в Кремль Путина лишь усилилось.
Ухудшается и демографическая ситуация: численность населения сокращается из-за плохой системы здравоохранения, повального алкоголизма и утечки мозгов. Уровень коррупции действительно зашкаливает. Проблема взяточничества является характерной чертой всех развивающихся стран, но если в рейтинге коррупции от Transparency International Турция занимает 61-е место, Бразилия – 73-е, а Китай –75-е, то Россия оказалась на 143-й позиции.
И, наконец, беспокойство экспертов вызывают перестановки в кремлевских кабинетах: новое правительство, сформированное из реформаторов, не имеет реальной власти, а влиятельные экс-министры перешли в администрацию президента. В итоге процесс принятия решений может стать менее прозрачным. Примечательно, что авторы другого уважаемого издания – The Wall Street Journal – настроены еще менее оптимистично. По их сведениями, инвесторы скептически оценивают и президентскую администрацию, и новое российское правительство, поскольку оба состоят, главным образом, из карьерных бюрократов и соглашателей, а вовсе не реформаторов.
"Россия все больше теряет свою значимость как политическая сила и как привлекательный развивающийся рынок", – ставят Бреммер и Рубини мрачную точку. Но если Запад все же захочет выстроить новые отношения с Москвой, они рекомендуют общаться не с президентским окружением, а с реформаторами, собравшимися вокруг Медведева, и с представителями городского среднего класса, продвинутой молодежью, предпринимателями, интеллектуалами и СМИ. То есть со всеми теми, кто вышел недавно на "гулянья" или, как минимум, морально поддержал оппозиционное движение.
Многим военным надоело происходящее