С кем придется воевать Шойгу

С федеральным уровнем у нового губернатора Московской области проблем не будет. Ну, или почти не будет. А вот местные власти – это та угроза, серьезность которой, похоже, до сих пор недооценивается


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Недавно я участвовала в теледискуссии, участники которой рассуждали, справится ли Сергей Шойгу с Подмосковьем. Мнения были разные, но в чем все оказались единодушны, так это в том, что мешать ему будут два фактора: несовершенство федерального законодательства и местные власти. На мой взгляд, с федеральным уровнем у нового губернатора Московской области проблем не будет. Ну, или почти не будет. А вот местные власти – это та угроза, серьезность которой, похоже, до сих пор недооценивается.

Москвичи привыкли к тому, что муниципальная власть занимается, в основном, мелочами, вроде детских площадок во дворах и освещения улиц. И хотя это не совсем так, все же москвичам не понять, насколько могучи мэры и главы сельских поселений уже в километре от МКАД.

Все дело в том, что в руках у них мощнейший ресурс - земля. Всем памятно, как недавно еле удалось отстоять Бородинское поле. Не покорившееся Наполеону, оно оказалось в руках умелых местных властей всего лишь землей сельхозназначения, которую, путем определенных манипуляций, они имеют право направить под дачное строительство: и вот уже на костях павших героев начали возводиться дачи и коттеджи.

Земля – самый мощный ресурс местных властей Подмосковья по двум причинам. Во-первых, по дороговизне она уступает только Москве и, может быть, частично Санкт-Петербургу. Во-вторых, если в Москве земля не продается застройщикам, а только сдается в долгосрочную аренду, то в области практически вся она в собственности, и крупнейшими лендлордами на самом деле являются не олигархи, а муниципалитеты. Причем размеры их наделов до конца не известны: в России, и в Подмосковье в частности, до сих пор не закончено составление Земельного кадастра. Местные власти жалуются на дороговизну и сложность процедуры, но многие уверены: дело здесь в том, что не учтенные должным образом земли можно долго еще использовать тайком по своему усмотрению.

Впрочем, земля хоть и мощнейший, но не единственный ресурс муниципалитетов. Есть еще дорожное строительство – и автору известны дороги, которые регулярно ремонтируются, но вот беда – разбиваются машинами тот же час.

Есть социальная инфраструктура, которая на привлекательных для загородного проживания территориях превращается из докуки в отличную возможность. Вы хоть представляете себе, что значит построить детский сад с бассейном рядом с коттеджным поселком N, а не рядом с деревней Х? Тут не о меркантильных вещах даже речь – достаточно и негромкого "спасибо" из уст какого-нибудь государева мужа, обитающего в означенном поселке.

Есть инфраструктура инженерная, и тут даже помыслить страшно, сколько стоит подключиться к коммуникациям поселка или города новым застройщикам – а вы думали, девелоперы не снижают цена на нераскупаемое жилье по недомыслию? Впрочем, они вовсе не самые почитаемые у муниципальных чиновников: как признался мне один из них, торговые центры – вот это настоящее золотое дно.

И вот теперь всему этому должен прийти конец – потому что иначе не решить тех задач, что перед Шойгу поставлены. Впрочем, у нового губернатора есть шанс привлечь на свою сторону армию сторонников. Для этого всего-то и нужно: провести в области настоящие выборы местных властей, с активным участием населения.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей