МКС борется с микробами как домохозяйка

В институте РАН успокоили всех, кто обеспокоен судьбой МКС: микробы ее не съедят. Экипажи справляются с ними так же, как это делает любая домохозяйка, - поддерживая чистоту при помощи бактерицидных средств

ФОТО: ИТАР-ТАСС

Микроорганизмы, колонии которых размножаются на борту Международной космической станции ( МКС), не смогут ее разрушить. Так представитель Института медико-биологических проблем РАН прокомментировал публикации, в которых было высказано предположение о скором уничтожении МКС из-за биологической опасности.

"Колонии микробов на станции растут, но они не питаются никакими металлами, - приводит РИА "Новости" слова ученого. - В процессе роста выделяются разные вещества, например органические кислоты, действующие на разные поверхности - контакты в электросетях, иглы датчиков. Это может привести к замыканию контактов, срабатыванию датчиков".

Специалист сообщил, что для профилактики подобных проблем экипажи МКС обрабатывают внутренние поверхности станции бактерицидными средствами. "Кроме того, создаются материалы, препятствующие росту на них микробов. А если будет надо, то какие-то элементы конструкции МКС можно будет и заменить", - сказал он.

Проблема размножения микроорганизмов на борту пилотируемых космических кораблей не нова. Впервые белый налет на внутренних панелях станции "Салют-6" обнаружил экипаж пятой основной экспедиции в 1981 году. Во взятых космонавтами пробах были обнаружены грибки Aspergillus,Penicillium и Fusarium, способные выделять микотоксины, угнетающие иммунитет членов экипажа. В 1985 г. грибки повредили внутренние поверхности облицовочных панелей станции "Салют-7".

На борту станции "Мир" уже было обнаружено 107 разновидностей грибков, 40% которых являются условно патогенными, а 50% способны разрушать полимеры и вызывать коррозию металлических проводников и контактов. В 1998 г. микроорганизмами был поврежден блок управления в системе связи станции "Мир".

На МКС ситуация еще сложнее: так как станция международная, бактерии и грибки на ее борт попадают в качестве попутчиков с аппаратами и оборудованием с территории всех стран, участвующих в проекте. Всего обнаружено более 250 видов микроорганизмов, создающих колонии во внутренних объемах космических аппаратов. Контролировать эти колонии экипажам МКС удается при помощи химических средств, но на проведение необходимых процедур уходит время.