Подмосковные кадры дорожают из-за столицы

Зарплаты в Подмосковье уже начинают превышать московские. Причина феномена банальна: в области открываются новые производства, но местные жители по привычке ездят работать в столицу


Пассажиры электрички. Фото из архива ИТАР-ТАСС



Все началось с того, что мне в руки попала местная газета подмосковного района, в котором живу. Нечаянно дошла до списка вакансий – и поразилась. Мало того, что требуется огромное количество кадров – в первую очередь, в сектор услуг и на производство. Зарплаты предлагаются не ниже московских, а то и выше. Например, водителям готовы платить от 30 тыс. (в Москве от 25 тысяч). Монтажнику слаботочных систем от 35 – 40 тысяч без опыта работы, а с опытом готовы взять кабельщиком-спайщиком на 60 тыс. (мой московский провайдер приглашал на эту работу за 20 тысяч).

И таких примеров – на пару десятков страниц. Ладно, когда ищут няню посменно за 50 тысяч и домработницу за 80 тысяч – это все же сказывается близость Рублевки. Но технолог на мясное производство за 55 тысяч? Но оператор станков с ЧПУ за 60 тысяч? На их фоне приглашение инженера-химика за 25 тысяч выглядит просто непристойным. Однако следует признать: специалисты высшего звена явно не котируются. Из всех вакансий только одна была для начальника отдела (зарплата по результатам собеседования) и пять – для инженеров. Из них три – коммунальщиков в управляющие компании, что объясняется активным строительством новых поселков в районе.

Порадовавшись за местных монтажников, токарей и домработниц, я решила было, что подобный парад вакансий – плод престижности района: Новая Рига, Рублевка рядом. Однако на днях я заговорила об этом с жителем не престижного восточного Подмосковья. Оказалось – и там та же картина.

"Все просто: Подмосковье в радиусе 30 – 50 км от МКАД массово едет на работу в Москву, – пояснил мне сотрудник одного из кадровых агентств. – Началось это, когда больше нигде нельзя было заработать таких денег, а то и вовсе работы дома не было. Сегодня ситуация изменилась: почти в каждом районе есть несколько производств, зачастую международных компаний. Да и собственный бизнес ожил. Но привычка сильнее. Да и не увольняться же с хорошего насиженного места. Вот и приходится местных жителей приманивать высокими зарплатами, корпоративным транспортом, а то и солидными соцпакетами".

Тенденция эта, как мне сказал кадровик, новая. Однако и столичному, и подмосковному бизнесу уже стоит ее учесть. Потому что хорошие зарплаты – это здорово, но их гонка ни к чему хорошему не приведет. К тому же "вымывание" из Москвы работников сектора услуг (а в Подмосковье, оказывается, страшный дефицит торговых работников, официантов, поваров: гастарбайтеров почти нет, а местные идут неохотно) может добить эту сферу, и так потерявшую качество обслуживания из-за увлечения мигрантами. Для Подмосковья, в свою очередь, стоит развивать более высокотехнологичные сектора, чтобы работу могли найти не только продавцы, токари и монтажники, но и инженеры, экономисты, программисты. В выигрыше от такого развития событий будут и Москва, и область. Уменьшится поток маятниковой миграции – а значит, улучшится транспортная обстановка. Область получит больше налогов. Оживится не только экономика, но и жилищное строительство в 30 – 50 км от МКАД: специалисты перестанут уезжать в Москву, а значит, начнут обзаводиться семьями и жильем в области.

А градостроители говорят, что пришло время развивать территории, находящиеся на пересечении крупных магистралей в 100 – 200 км от Москвы, создавая матричную сеть вместо центростремительных колец. Пожалуй, их совет уже вполне реализуем.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей