Путин пожалел малышей

Малый бизнес принесет больше пользы созданием рабочих мест, организацией новых услуг и платежами в бюджет, если отпустить его, снизив ставки, а не пытаться отобрать последнее


Встреча Владимира Путина и Бориса Титова. ФОТО: ИТАР-ТАСС



Президент РФ Владимир Путин поручит правительству заново обсудить вопрос о целесообразности повышения страховых взносов для индивидуальных предпринимателей. Такое обещание он дал в понедельник вечером федеральному бизнес-омбудсмену Борису Титову во время рабочей встречи. Уполномоченный рассказал главе государства о значительном сокращении числа предпринимателей в сфере малого бизнеса, подчеркнув, что основной причиной этого стало увеличение социальных выплат, и попросил пойти навстречу бизнесу – приостановить или вернуть данное решение. Тем более что его результаты "неочевидны даже для Пенсионного фонда", ведь речь идет об очень маленьких цифрах. Дополнительно планировали собрать менее 50 млрд рублей, что не дотягивает даже до одного процента в общем объеме фонда.

Зато величина потерь может оказаться довольно существенной. Мало того, что закрытые малые предприятия не принесут вообще никаких налогов; часть предпринимателей встанут на биржу труда и будут получать пособия для безработных – то есть, расходовать тот самый бюджет, который вообще-то предполагалось за их счет пополнить. "Мы достаточно серьезно взволновали предпринимательское сообщество. Я получаю очень большое количество обращений от предпринимателей, причем они подписываются целыми группами, это коллективные обращения из разных регионов страны. При этом говорят, что сегодня аннулируют свою регистрацию часто те, которые "спящие", но не стали бы звонить, писать, требовать, просить, те, кто "спит", – резюмировал Борис Титов.

Правдивость его слов подтвердилась во вторник на встрече бизнес-омбудсмена с молодыми российскими предпринимателями. Вопрос о повышении социальных выплат был задан первым. В ответ уполномоченный рассказал об обещании президента, добавив, что прямые убытки Пенсионного фонда в результате аннуляций регистрации уже составили 13 млрд рублей.

Разумеется, участников встречи волновали и другие вопросы ведения бизнеса: таможенные проблемы при экспорте продукции, возможность полной отмены юридических адресов, упрощение нормативов по пожарной безопасности. Иван Комаров из Владимирской области посетовал на отсутствие четкого плана проверок со стороны соответствующих органов с конкретными датами. Раньше, по словам бизнесмена, он был, а теперь этот порядок отменили, и проверяющие могут нагрянуть внезапно, поскольку уведомления об их предстоящем визите зачастую приходят слишком поздно. В свою очередь, Наталья Назарова из Пензы попросила опубликовать на сайте некое практическое пособие по тому, каким должен быть алгоритм действий бизнесмена в подобных ситуациях.

Предприниматель из Арзамаса спросил, как сами бизнесмены на местах могут помочь омбудсмену в борьбе с бюрократией. Борис Титов отметил, что в таких вопросах очень важна огласка, поэтому главное – не бояться и не пытаться решать возникающие проблемы "под столом". Вместо этого можно прийти в кабинет чиновника с диктофоном или видеокамерой. Когда в Челябинск прилетел метеорит, весь мир был удивлен большим количеством его видеосъемок с разных ракурсов, напомнил омбудсмен. А все благодаря видеорегистраторам в машинах, потому что только так можно бороться с поборами на дорогах. Правда, с чиновниками бороться еще сложнее, признал он.

По окончании встречи бизнес-омбудсмен поделился с корреспондентом "Yтра" своими впечатлениями.

Борис Титов: То, что государство собирает молодежь со всей России и дает возможность приехать, поделиться опытом, пообщаться с людьми, которые занимаются этой тематикой, – это уже хорошо. Ребята совершенно явно сами в бизнесе. И было приятно услышать, что некоторые направления (например, в электроэнергетике) – это малый бизнес молодых предпринимателей. Другое дело, что сегодня проблем у них на пути существует огромное количество. И в этом смысле мы плохо занимаемся регулированием со стороны государства. Надо не только помогать, но и не мешать еще. И административное давление серьезное, и коррупционное. Молодым людям, конечно, с этим особенно сложно бороться.

"Yтро": Были какие-то предложения, которые показались интересными, над которыми можно поработать, подумать?

Ну, вот по проверкам, что необходимо зафиксировать даты – это конкретное предложение, и очень правильное. Это намного улучшит ситуацию. Обеспечить методологию работы с проверками и вывесить на сайте – тоже. Я думаю, что мы это сделаем обязательно. И по пожарному надзору есть свои проблемы, надо немножко менять регулирование.

Чем отличается бизнес молодых?

Молодежь более активна в информационных технологиях. И поэтому сегодня интернет-торговля – это молодежный бизнес. И в этой сфере самая важная для государства проблема в том, что ее не уловить, не увидеть, не засечь, и надо с ней работать очень деликатно, культурно, чтобы они все регистрировались, работали открыто и легально. Есть проблема в том, что молодежь приучается работать нелегально, потому что Интернет дает такую возможность. И они, конечно, совершенно другие люди, с другими отношениями к государству и с государством. Они намного свободнее, чем бизнесы, в которых станок стоит во дворе и к нему могут прийти любые проверяющие: станок в карман не положишь и за границу не увезешь. Конечно, еще очень много наивности. Тем не менее молодежный бизнес отличается своей энергетикой, незаформализованностью и отсутствием каких-то авторитетов часто. Поэтому он, с одной стороны, рождает миллиардные состояния в итоге, потому что они не понимают свои риски и рискуют очень много. А с другой стороны, выживают единицы из тысячи по сравнению с более опытным бизнесом, который не так быстро растет, понимая риски, но сохраняется больше.

А есть ли у молодежи какие-то проблемы с точки зрения ведения бизнеса, которые незнакомы бизнесменам постарше?

Есть проблемы стартапов, когда ты начинаешь с нуля, а к тебе тут же приходят и требуют деньги – тот же пенсионный фонд требует аванс, патент и прочая, прочая. В странах развитых эта проблема решается кредитованием. Предприниматель берет кредит и расплачивается с государством или с пенсионным фондом. А у нас пока эта система не развита, и гарантий нет, и обеспечений нет. Хотя постепенно создаются гарантийные фонды для малого бизнеса. Они уже существуют в большинстве регионов России. Тем не менее, пока обеспечить всех такого рода услугой не могут. И, конечно, начать всегда сложнее, чем купить уже готовый бизнес и с ним работать.

Что бизнес-омбудсмен со своей стороны может сделать, чтобы стимулировать молодежь к предпринимательству?

Вообще, мы работаем прежде всего с обращениями, с жалобами, когда права уже нарушены.

Но вы же с молодежью встречаетесь, значит, для чего-то это нужно.

Мы с молодежью встречаемся, во-первых, потому что от них есть обращения. А во-вторых, если не будет молодежи, то и бизнеса не будет. Что как омбудсмен-институт мы можем для них сделать – максимально дать возможность решать их проблемы.

На встрече с Путиным, помимо налогов, какие еще вопросы обсуждались?

Говорили о том, что сегодня нужны разъяснения Верховного суда по поводу изменений законодательных, которые прошли в декабре, потому что не все суды считают предпринимательскую деятельность предпринимательской деятельностью и не переквалифицируют приговоры по новому составу. И даже содержат в СИЗО явно предпринимателей. Что они должны еще использовать нашу экспертизу, потому что по закону у нас есть такое право – проводить экспертизу по вопросу, является человек предпринимателем или нет. Говорили о региональных точках тоже, о том, что с бизнесом надо встречаться. В общем, обсуждали организационные, системные и тематические вопросы. В том числе налогообложение малого бизнеса. Я показывал, какой процент налоги малого бизнеса составляют в общих налоговых поступлениях страны – а он мизерный. Я даже сам не ожидал. И говорил, зачем терзать их? Они больше принесут потом пользы созданием рабочих мест, организацией новых услуг и платежами в бюджет, если отпустить их, снизив ставки, чем пытаться отобрать последнее.

Выбор читателей