Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Фото из архива ИТАР-ТАСС |
В настоящее время общее число газифицированных автомобилей в мире оценивается в 35 млн (20 млн работают на пропан-бутане и 15 млн на метане) и растет ежегодно на 25%. В России же насчитывается всего порядка 90 тыс. автомобилей, которые могут работать на газе (из них около 3 тыс. – с заводским газовым оборудованием), что составляет всего 0,25% от общемирового количества.
Преимущества использования газа в качестве топлива по достоинству оценены во многих странах: по крайней мере, 80 из них проводят политику газификации автотранспорта. С учетом нынешнего уровня цен на различные виды углеводородного топлива езда на газу обходится на 40 – 60% дешевле, чем на бензине, а вредные выбросы в атмосферу снижаются более чем вполовину.
В последние годы список лидеров мировой автомобильной газификации изменился. Италию и США на пьедестале почета сменили Китай, Индия и Бразилия. К ним подтянулись многие развивающиеся страны – особенно Иран и Пакистан, где количество авто, использующих газ, с начала века возросло на несколько порядков. Например, иранский газифицированный автопарк увеличился с 4 тыс. до 2,5 млн единиц. В обеих этих странах налажено собственное производство "газомобилей", а число газонаполнительных компрессорных станций составляет, соответственно, 2 тыс. и 3,5 тысячи. Тогда как во всей необъятной России этих станций всего 246. Собственно, нехватка "газозаправок" и является одним из основных факторов, тормозящих у нас газификацию автотранспорта.
Кому же, как не "Газпрому" исправлять эту ситуацию. На прошлой неделе совет директоров компании рассмотрел перспективы расширения использования газа в российском автотранспорте и наметил кое-какие меры. Так, в 2013 – 2014 гг. намечено вложить 2 млрд руб. в строительство 37 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) в 17 регионах. С более чем полусотней российских регионов разрабатываются программы сотрудничества по газификации транспорта. Одновременно "Газпром" намерен увеличивать долю собственного транспорта (в том числе спецтехники), работающего на природном газе.
В принципе, можно было бы наметить и более серьезные планы по строительству АГНКС: количество газозаправок на единицу площади в России в 80 раз меньше, чем в Иране. Однако недостаток спроса на голубое топливо со стороны автомобилистов не позволяет развивать сеть заправочных станций – она оказывается просто нерентабельной. Например, в Татарстане – который, по замыслу местных властей, должен стать "пилотным проектом" тотальной газификации общественного транспорта – сейчас имеется всего 10 действующих АГНКС. Маловато на целую республику, однако даже их уровень загрузки составляет лишь 14%, а для рентабельности заправок необходима их загрузка более чем на 50%. Получается замкнутый круг: автомобилисты неохотно обзаводятся газобаллонным оборудованием (а уж тем более "газомобилями") из-за недостаточного распространения газозаправок; новые заправки, в свою очередь, не появляются из-за того, что мало автомобилей пользуется их услугами.
Разомкнуть этот круг должно государство: во всех странах, где идет активная газификация автотранспорта, дело начиналось с государственных инвестиций, субсидий и льгот. У нас пока присутствует только первая из трех составляющих успеха – полугосударственный "Газпром" вкладывает деньги в сеть АГНКС. Ни льгот, ни субсидий для владельцев "газомобилей" не предусмотрено.
Тем не менее процесс газификации идет – его движет не государственная поддержка, а рост цен на бензин и дизельное топливо. Все больше автомобилистов склоняются в пользу газа – он, конечно, тоже дорожает, но остается гораздо дешевле традиционного автомобильного топлива: 14 – 16 руб. за литр. За прошлый год потребление газомоторного топлива в России возросло на 8% и составило почти 400 млн кубометров. Это, конечно, ниже среднемировой динамики, но все-таки рост.
Для расширения использования газа автотранспортом в прошлом году была создана специализированная компания ООО "Газпром газомоторное топливо", директором которой стал председатель совета директоров "Газпрома" Виктор Зубков. В начале марта он провел в Казани рабочее совещание по вопросам развития рынка газомоторного топлива, по итогам которого заявил, что соответствующая программа должна быть государственной, поскольку многие вопросы требуют решения именно на федеральном уровне. В частности, по мнению Зубкова, "для успешной реализации проекта необходимо подготовить законодательную, нормативно-правовую базу, в целом создать такие условия, чтобы помочь малому и среднему бизнесу, частному сектору перевести свою технику на газомоторное топливо или купить такую технику, возможно, с привлечением дешевых субсидированных кредитов".
Если эти идеи получат развитие, то не исключено, что желающие сэкономить на топливе получат еще и некоторые бонусы от государства. Например, при приобретении "газомобиля" будет субсидироваться ставка по автокредиту, а владельцы этого чуда техники получат льготы по транспортному налогу. Так что получится двойная и даже тройная экономия.
Ситуация в зоне СВО остается напряженной