Украина клянется, что газ не воровала

Обвинительная риторика "Газпрома" может свидетельствовать о его неспособности заставить своего партнера выполнить условия договора


Фото из архива ИТАР-ТАСС



Скандал, поднятый "Газпромом" вокруг закупок Украиной российского газа в Европе посредством реверсивных поставок, продолжает набирать обороты. Во вторник Министерство энергетики и угольной промышленности страны заявило о том, что считает законными поставки российского газа из Европы.

"Газ выходит из страны и потом заходит снова. Эта схема реализуется абсолютно законно, и нет никаких проблем. Иначе Украина бы на это не пошла, – заявил заместитель министра энергетики и угольной промышленности Владимир Макуха. – Это не является механизмом, который не соответствовал бы международному законодательству. Эта схема абсолютно законна. Я это точно могу сказать, я специально общался с юристами с НАК "Нафтогаз Украины". Они все учли".

Напомним, два дня назад в эфире телеканала "Россия 1" глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил о том, что закупки Украиной газа в Европе напоминают мошеннические схемы, поскольку под видом поставок с Запада используется газпромовский газ, который идет в Европу, а оттуда закачивается на Украину: на границе делается закольцовка, и на газоизмерительной станции показывается, что определенные объемы газа поставляются из Европы в реверсном режиме. По словам Миллера, подобные технологии являются мошенническими и с ними "надо просто разбираться".

В том, что "европейского" газа не существует, Алексей Миллер абсолютно прав. А вот мошенничества в этой схеме, похоже, нет. Времена незаконного отбора Украиной российского экспортного газа давно канули в Лету, и речь, скорее всего, идет о вполне законных закупках в Европе излишков голубого топлива.

"Газ переходит западную границу Украины и тут же возвращается обратно к его новым владельцам. Но мы не видим в этом никакого нарушения закона", – поясняет источник "Коммерсантъ-Украины" в украинском Министерстве энергетики. То есть, по сути, часть экспортного потока заворачивается обратно сразу после прохода пограничной газоизменительной станции.

По словам собеседника издания, газпромовский газ, купленный у европейских получателей сразу после пересечения им украинской границы, обходится Украине на 7% дешевле, чем прямой импорт из России. В январе стоимость реверсного газа из Европы составляла для Киева $390 за 1 тыс. куб. м, а прямые закупки у "Газпрома" – $406 за 1 тыс. кубометров.

Закупать в Европе реверсный российский газ Украина начала еще в конце 2012 года. Поставки осуществлялись с территории Польши по контракту с немецким концерном RWE. В ноябре – декабре 2012 г. "Нафтогаз" закупил у RWE 52,7 млн куб. м и еще 46,7 млн куб. м – в январе этого года.

Очевидно, что Украина продолжит закупать российский газ в Европе – до тех пор, пока не сравняются цены на поставки. Пойти на это "Газпрому" будет трудно, ибо "украинская наценка" носит, прежде всего, политический характер. Но, пока она будет иметь место, вряд ли что-то сможет остановить отток излишков российского газа на Украину. Дело в том, что такая схема удобна всем, за исключением "Газпрома". Европейские потребители, продавая часть газа на Украину, получают возможность обхода правила "бери или плати". В свою очередь, Украину, которая не намерена признавать это правило как из принципа, так и из-за невозможности оплаты многомиллиардных штрафов, газ по "европейской" цене вполне устраивает.

Последствия сложившегося положения дел, по всей видимости, будут не самыми благоприятными для "Газпрома". Обвинительная риторика Миллера может свидетельствовать о неспособности газового монополиста заставить своего партнера выполнить условия договора. Это подтверждается и стиханием ажиотажа вокруг семимиллиардного долга Украины за невыбранный газ, образовавшегося благодаря схеме "бери или плати". Против этой формулы давно выступают и европейские потребители. Поэтому, если в ходе переговоров между Москвой и Киевом этот долг будет прощен в угоду политическим целям (а так, скорее всего, и произойдет), об отмене правила заговорят уже и европейцы.

Все вместе это свидетельствует о серьезных изменениях, происходящих на европейском газовом рынке. Ситуация меняется, прежде всего, под воздействием таких объективных факторов, как снижение потребления газа из-за кризиса и активное развитие сланцевой энергетики. Которую, впрочем, в "Газпроме" по-прежнему пытаются не замечать в упор.

Выбор читателей