Авиапассажиров облучают темные молнии

Особый вид грозовых разрядов излучает больший уровень радиации, чем работающий ядерный реактор. Природа темных молний, которые угрожают пассажирам лайнеров, ученым пока не ясна

ФОТО: NASA

Ученые обнаружили новую опасность, угрожающую пассажирам авиалайнеров. Выяснилось, что открытый в 1994 г. особый вид грозовых разрядов - темные молнии - дает уровень гамма-излучения больший, чем работающий ядерный реактор. Пассажиры и экипаж самолета, попавшего под прямой удар такой вспышки, получают дозу радиации, превышающую естественную годовую норму.

Темные молнии возникают на высоте 10 - 12 км, как раз там, где проходят основные авиатрассы. Сама вспышка практически не видна, ее можно обнаружить лишь по кратковременному розоватому свечению. Однако энергия выделяемых темной молнией квантов гамма-излучения поразила ученых - она примерно в 10 млн раз мощнее, чем энергия квантов светового или рентгеновского излучения.

"Пилоты авиалайнеров делают все возможное, чтобы обойти грозы, но иногда это сделать не удается, - цитирует Daily Mail слова Джозефа Двайера, физика из Технологического института Флориды. - Иногда сотни людей могут получить огромные дозы радиации, даже не подозревая об этом".

Темные молнии были открыты сравнительно недавно лишь потому, что гамма-излучение хорошо поглощается атмосферой. Однако вспышки хорошо видны с орбиты, достается и пролетающим рядом самолетам. Природа этих вспышек ученым до конца не ясна: даже если предположить, что в канале молнии происходит ядерная реакция, выделяемая энергия очень велика. Не наблюдается такого уровня гамма-излучений и вблизи работающих ядерных реакторов.

Есть теория, что темную молнию вызывает попадание протонов, летящих из космоса с огромной скоростью, в заряженную при грозе атмосферу. Именно высокая энергия ядер атомов, прилетающих из межзвездного пространства, может привести к подобному уровню выброса гамма-излучения. Однако сам процесс превращения энергии столкновения в гамма-излучение остается для физиков загадкой.

Для исследования темных молний NASA решило применить орбитальную гамма-обсерваторию "Ферми". Этот космический аппарат, выведенный на орбиту в 2008 г., предназначен для исследования процессов внутри ядер галактик, в пульсарах и других высокоэнергетических источниках. Однако после перепрошивки программного обеспечения ученые развернули аппарат и направили его на верхние слои земной атмосферы, чтобы поохотиться за загадочными вспышками.