Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Остров Кунашир. Фото из архива ИТАР-ТАСС |
Напомним, мирный договор до сих пор не подписан из-за споров о территориальной принадлежности четырех островов Южно-Курильской гряды. До последнего времени Токио увязывал его подписание с передачей островов Японии. Возвращение спорных островов возведено в стране фактически в ранг национальной идеи, и это обстоятельство остается одной из главных причин недостаточно активных экономических и политических российско-японских отношений. Однако, судя по вчерашним событиям, какие-то подвижки все-таки начались.
"Мы с президентом Путиным договорились о том, что будет каждый давать указания своему Министерству иностранных дел о необходимости ускорения поисков взаимоприемлемых решений этого вопроса, – заявил Синдзо Абэ по окончании встречи в Кремле. – Переговоры по заключению мирного договора в последние несколько лет были в состоянии застоя. Но на нынешних переговорах мы смогли договориться о том, что необходимо возобновлять эти переговоры, причем мы будем ускорять этот процесс. Я считаю это большим результатом нашей встречи".
Владимир Путин был более сдержан в высказываниях, однако и из его слов было очевидно, что российская сторона готова к непростому разговору. Возобновление мирных переговоров еще не значит, что "мы завтра все решим", "но, во всяком случае, мы продолжим работу над этим сложным, но таким важным для обеих стран вопросом", отметил президент.
С высокой степенью вероятности можно предположить, что инициатором обсуждения этой темы выступила японская сторона. В феврале бывший премьер-министр Японии Йосиро Мори доставил Путину письмо от Синдзо Абэ. "Премьер-министр Абэ придает большое значение отношениям с Россией и очень хочет нанести визит в вашу страну в этом году. В послании говорится и об этом", – сообщил он в беседе с российскими журналистами.
Несмотря на обильную патриотическую риторику с обеих сторон, курильская тема является настоящей головной болью и для России, и для Японии. Последняя не в состоянии пойти на уступки, отказавшись от претензий на Курилы, так как сделавшие этот шаг власти страны моментально утратят доверие населения, что приведет к политическому кризису. В схожей ситуации, хотя и без особых политических последствий, в случае уступки Японии может оказаться и руководство России. То есть, по сути, и то и другое государство находятся в заложниках политических стереотипов.
С другой стороны, резко меняющаяся экономическая и геополитическая обстановка требуют от России и Японии гораздо более плотного взаимодействия. Что касается Японии, то ее безусловно раздражает укрепление взаимоотношений между Россией и ее извечным антагонистом – Китаем. Учитывая, что и Япония и Китай претендуют на ключевые роли в регионе, усиление конкурента за счет энергетического и другого партнерства с Россией Японией явно не приветствуется. Улучшив отношения с Россией, Япония может рассчитывать на частичное перетягивание интересов РФ на свою сторону.
Второй немаловажный фактор, толкающий Японию к России – энергетические проблемы. Практически лишившись, после аварии на Фукусиме, ядерной энергетики (на которую приходится значительное количество производства энергии в стране), Япония испытывает потребность в традиционных углеводородных энергоносителях. Несмотря на то что в ближайшем будущем страна может заметно улучшить свой энергетический баланс за счет разработки залежей гидрата метана на дне океана, газ и нефть требуются ей уже сейчас.
Для России укрепления отношений с Токио так же крайне важны, как и противовес Китаю. Очевидно, что Китай потихоньку начинает доминировать в партнерских экономических отношениях с Россией. Прямым свидетельством тому является выкручивание Москве рук в части определения цены экспортируемого в Китай российского газа. Изменить это, по всей видимости, невозможно – история развития Поднебесной знает не много примеров ее равноправного экономического партнерства с соседями. Именно поэтому многие эксперты высказываются в пользу того, что в качестве стратегического партнера Токио для Москвы предпочтительнее Пекина.
Таким образом, сегодня можно говорить о том, что Россия и Япония оказались в ситуации, когда партнерство оказывается важнее внутреннего популизма и демонстрации ложного патриотизма. Единственным камнем преткновения остается отсутствие мирного договора между странами и проблема Курил. Решить ее без изменения статуса островов невозможно, и это прекрасно понимают и в Москве, и в Токио.
Все это может означать, что стороны постараются сделать все для устранения этого препятствия, причем таким способом, чтобы избежать видимости политического унижения. Одним из вариантов может стать решение о совместном развитии островов и соответствующей территории шельфа. Российскому населению этот шаг может быть преподнесен как новый этап в развитии Дальневосточного региона, а японские власти могут интерпретировать его как свою геополитическую победу и первый шаг к возвращению островов под юрисдикцию Токио.
Что касается дальнейшей судьбы спорных островов, при подобном раскладе их фактическая передача Японии становится делом второй или даже третьей важности. Новый виток взаимоотношений между странами повлечет за собой ускоренную японизацию островов, не избалованных вниманием со стороны России, и по прошествии какого-то срока (возможно, 10 – 20 лет) нельзя будет исключать полной передачи Курил Японии – как это произошло с островами, отошедшими Китаю.
В последний раз подобное происходило перед началом СВО
Российская сторона указала, что Западу верить нельзя