Китай обнаружил у себя критическую уязвимость

Никакое повышение энергоэффективности не в состоянии компенсировать запрограммированный на годы вперед рост потребления топлива населением, находящимся в начальной фазе моторизации


Фото: AP/Greenpeace



На протяжении многих лет "китайское экономическое чудо" вызывает у экспертов не только восхищение, но и массу вопросов. Основываясь на законах логики, они начинают искать обратную сторону этого "чуда".

На одну из таких "темных сторон" на днях обратило внимание Министерство промышленности и информатизации КНР, опубликовавшее данные, согласно которым с января по май степень зависимости страны от внешних поставок сырой нефти достигла 55,2%. Темпы роста потребления нефти превышают рост ВВП, что начинает оказывать давление на производственные отрасли.

По мнению отраслевых экспертов, в эпоху энергетического кризиса такая зависимость начинает представлять серьезную опасность для экономики. Особую настороженность вызывает четко прослеживаемая связь между усилением зависимости Китая от сырой нефти и ценами на сырье. Эти два фактора влияют друг на друга, повышая в итоге стоимость импортируемой нефти.

Впрочем, до критического уровня (составляющего, по расчетам Академии инженерных наук КНР, 60%) зависимость китайской экономики от нефти пока еще не дошла. Хотя, если ситуация будет развиваться нынешними темпами, после 2030 г. этот показатель, возможно, превысит 70%. При этом из-за огромного населения КНР не сможет пойти по пути неограниченного потребления, как это было сделано в США.

Ситуация серьезно осложняется низким качеством нефтяных месторождений в самом Китае, что делает добычу нефти собственными силами низкорентабельной или нерентабельной вовсе.

Все это намертво привязывает бурно растущую экономику КНР к внешним поставкам, и в перспективе именно это обстоятельство может стать одним из серьезных ограничителей "экономического чуда".

Рост ВВП ведет к повышению уровня жизни населения, что сопровождается массовыми покупками китайцами автомобилей, мотоциклов, мопедов и другой моторной техники. В условиях продолжающегося экономического роста "моторизация" будет развиваться по нарастающей. Со всеми вытекающими последствиями для рынка топлива.

По мнению китайских экспертов, решение проблемы может быть исключительно комплексным. В первую очередь, стране предстоит диверсифицировать импорт с акцентом на развитие сухопутных каналов поставки нефти. Необходимо также изменить подход к технологиям хранения и рационального потребления нефтяного топлива. Наконец, к работам в энергетической сфере должны быть привлечены представители ведущих мировых компаний, располагающих современными технологиями.

Однако, помогут ли все эти меры избавиться от энергозависимости, не известно. Никакое повышение энергоэффективности не в состоянии компенсировать запрограммированный на годы вперед рост потребления топлива населением, находящимся лишь в начальной фазе "моторизации".

Выбор читателей