Медведева и Путина уберут из учебников истории

На уроках школьники теперь будут изучать не становление российской власти, а отношения полов, "историю повседневности" и генеалогию семей


ФОТО: ИТАР-ТАСС



В четверг в РИА "Новости" состоялся круглый стол на тему " Учебник истории: новое прочтение". Мероприятие было посвящено новому проекту единой концепции школьного курса истории России, который будет представлен к 17 июня.

Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Ирина Мануйлова из "Единой России" отметила на круглом столе, что историю школьники будут все-таки изучать по линейной схеме. Перед этим несколько лет назад в рамках реформы образования школы были переведены на концентрическое (или цилиндрическое) обучение истории – в этом случае полный курс истории заканчивается в девятом классе, а затем два года школьник должен готовиться к ЕГЭ и повторять уже пройденный материал.

Концентрическое обучение вызвало большой скандал в педагогических кругах. Так, декан исторического факультета МГУ Сергей Карпов обвинил Минобразования в том, что они затеяли провальную реформу. По словам декана, в России со времен Александра I было проведено 18 реформ образования, но только две из них были успешными.

Педагоги отмечали, что при концентрическом изучении истории возникнет несовпадение возрастных и психологических возможностей учеников. Так, современную историю учат теперь не в 11-м классе, а в 9-м. При этом у школьника нет возможности опереться на другие предметы – например, современная литература изучается позже.

В итоге педагогам и школьникам пошли на уступки – линейное изучение истории вернется в школы. Единая концепция предусматривает также возвращение преподавания истории к неким единым стандартам и создание вместо нескольких десятков существующих ныне учебников одного-единственного. Что же будет в этом новом учебнике, пока точно не известно. Чего в нем не будет – не будет Владимира Путина и Дмитрия Медведева: на начале их правления в 2000 г. отечественная история в школах закончится.

Кроме того, в новом учебнике авторы постараются поменьше рассказывать о политической истории страны и как можно больше – о повседневности, заявил на круглом столе заместитель директора по научной работе Института российской истории РАН Сергей Журавлев.

По его словам, школьникам сегодня "не интересно изучать историю государственных органов - им интересно знать, как люди жили, о чем мечтали": "История повседневности – очень широкое понятие, оно включает в себя, в том числе, и вопрос отношения полов", - объяснил Сергей Журавлев.

Ученый пообещал, что вместо истории российской власти дети станут зубрить генеалогию неких семей, и вообще та самая пресловутая повседневность откроет для школьников совершенно новые миры: "Через историю повседневности они смогут узнавать те явления, которые происходили в ту или иную эпоху".

Есть в российской истории и спорные вопросы. До сих пор не ясно, что сказать школьникам об истории создания российского государства – создавалось оно варягами или норманнами. Спорят ученые и о том, насколько передовой державой была Россия накануне Первой мировой войны. Отсюда и спорная трактовка революции. Главное, по словам Сергея Журавлева, – чтобы новый учебник нес детям позитив и формировал у него положительное восприятие действительности. В результате дети будут "стремиться к консолидации" и вырастать "патриотами своей страны", пообещал историк.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей