Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Фото автора |
По всей вероятности, мы с небольшой группой туристов из России были последними, кто побывал в замке до того, как он был захвачен повстанцами. Это было 2 января 2012 года. Спустя два месяца боевики вырезали охранявших Крак де Шевалье полицейских и забаррикадировались внутри. С тех пор так и сидят там.
Семнадцатого июля мир всколыхнуло сообщение о том, что сирийская армия, пытаясь выкурить из крепости повстанцев, разрушила одну из башен Крак де Шевалье. Чтобы проверить, что там на самом деле произошло, я отправилась к месту происшествия, находящемуся примерно в 50 км от Хомса.
Попасть в сам замок сейчас невозможно: в нем и двух прилегающих к нему поселках в настоящее время находятся участники незаконных вооруженных формирований. Большинство из них нелегально проникло в страну из Ливана, граница с которым долгое время оставалась довольно прозрачной. По приблизительным оценкам, их общее количество составляет около 1700 человек. По словам военных, в рядах забаррикадировавшихся в крепости нет единства: находящиеся внутри поделены на несколько различных группировок. Самая многочисленная – "Джибхат нусра" ("Фронт победы"), отличающаяся особой жестокостью.
Расположенный на главенствующей высоте замок является головной болью всего региона: из него периодически совершаются обстрелы окрестностей. За день до того, как я приехала осматривать широко обсуждаемые в прессе "разрушения" памятника культуры, была совершена попытка уничтожить КПП, являющийся преградой на пути повстанцев к селам, расположенным в местности, известной как Долина христиан. Вооруженные люди приблизились к КПП и начали обстрел. В результате отбитой атаки на месте сражения осталось 26 тел, которые позже были увезены в морг госпиталя города Тартус. Потери понесли и оборонявшиеся: в подъехавшем к КПП автомобиле находилось большое количество взрывчатки и очередной смертник. Взрыв унес жизни одного солдата, двух дружинников и случайно оказавшейся рядом женщины. Как выяснилось позже, смертник прибыл "джихадить" в Сирию из Ливана по "путевке" тамошнего движения "Мустакбаль" ("Будущее").
Во время атаки на блокпост был ликвидирован и брат смертника. Его раздувшееся на жаре тело я и приехала фотографировать к КПП. Сопровождающие меня военные одеты в бронежилеты. Я бронежилет не надеваю: помню, что во время войны в Чечне снайперы, завидев журналиста в бронежилете, намеренно стреляли в голову, чтобы уж наверняка.
Минут 15 едем на машине по простреливаемой снайперами дороге. Впереди возникает танк: это и есть нужный нам блокпост. Вылезаем из машины, приветственно машем выглядывающим из укрытия слегка обалдевшим от нашего внезапного появления солдатам. Быстро пересекаем потенциально опасный участок пути длиной метров пятнадцать. Дальше начинается бетонный забор, за которым лежит тело. Заканчиваю съемку. Снова перебежками добираемся до нашей машины. Отъезжаем на приличное расстояние, останавливаемся на минуту на противоположном холме, чтобы я могла снять саму крепость. Меня предупреждают, что долго стоять нельзя: место простреливается.
Быстро делаю несколько кадров, и мы благополучно скрываемся за поворотом. Особых разрушений замка я не увидела. Действительно, немного поврежден угол одной из башен. Но эти разрушения куда менее опасны для исторического объекта, чем полуторагодичное проживание в крепости сотен боевиков, не имеющих понятия о ее культурном и историческом значении.
Правительственные войска и контролирующие дороги добровольческие объединения штурмовать Крак де Шевалье не планируют. А засевшие внутри боевики периодически нападают на окрестные деревни. Через несколько дней после моего визита было совершено нападение на блокпосты в Долине христиан. Мишенью нападавших стал в том числе автомобиль, волею судеб оказавшийся на том самом месте, где мы остановились на минутку, чтобы я могла сфотографировать крепость.
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт