Стартап по-русски: мечта на свои

Стартапер – новомодным термином российский лексикон обогатился не так давно, но молодых людей с идеями различной степени инновационности и неизменно горящими глазами уже хватает


ФОТО: Depositphotos.com



Стартапер – новомодным термином российский лексикон обогатился не так давно, но молодых людей с идеями различной степени инновационности и неизменно горящими глазами уже хватает. Преодолев этап "песочницы" длительностью в 5-6 лет, этот сегмент рынка на сегодня переживает бурный рост. Основной посыл изобретательных фаундеров – противопоставление себя запертым в офисах и корпоративных рамках работникам крупных компаний. И, конечно, мечта стать вторым если не Цукербергом, то хотя бы Силберманном.

Стартап по-русски

Но если в США успешных, разнообразных и технологичных стартапов огромное множество, то Россия только начинает свой путь, и благодаря этому, пожалуй, можно говорить о наступившем времени возможностей – покажите грамотную идею с четкой монетизацией инвестору, и он обязательно ответит. Только не так: "Здравствуйте, дорогие инвесторы! Я меня есть идея, которая перевернет все представление о магазинах электроники в России, а позже и в мире. Когда я хожу по таким магазинам как например Мвидео,ион,связной,эльдорадо и так далее, я понимаю что эти магазины полное дерьмо и я знаю почему, но вам я этого конечно говорить не буду, пока мне не дадут власть над проектом. <…> Я вижу все это на сквозь, я уверен что могу создать компанию которая принесет миллиарды долларов. И не важно как я начну с вашей помощью или нет. Если нет, то я сам начну развиваться лет через 5, я пишу не потому что не уверен в своих силах или в словах, а потому что я не хочу ждать так долго. Такие события происходят раз в поколение. К таким я могу отнести все тот же эпл и конечно же социальную сеть фейс бук. Я хочу создать моду, мода она постоянна, она никуда и никогда не денется, она вечна. <…> Вы можете и дальше продолжать инвестировать во всяких неудачников со своими интернет проектами, а можете вместе со мной изменить мир". (письмо стартапера инвестору, которым со своими читателями поделилась редакция проекта "Цукерберг позвонит". Орфография и пунктуация автора сохранены).

Впрочем, это, к счастью, скорее редкость. Тем не менее, успешных стартапов с адекватными основателями в России на сегодняший день крайне мало: мешает не только и не столько кризис идей, а отсутствие определенной культуры инновационного бизнеса с необходимыми механизмами поддержки, сложившейся на Западе.

"В России еще не сложилась культура стартапов, сложно искать источники финансирования. На Западе у стартапера есть масса возможностей для развития - тысячи венчурных фондов, или бизнес-ангелы, то есть частные инвесторы, которые готовы вложить собственные деньги  в новый проект. У нас с этим проблемы. Трудно найти венчурный фонд, а ангелов практически нет", - приводит проект "РБК. Личные финансы" слова Александра Свинина, основателя и руководителя проекта Smart Start, который представляет собой удобный инструмент для поиска работы и стажировки для студентов и выпускников с помощью социальных сетей.

В свой проект, которому уже почти полтора года, на старте Александр вложил миллион рублей собственных средств, а уже затем привлек средства из венчурных фондов. На самоокупаемость Smart Start вышел через год и начал приносить прибыль. На этом многие создатели стартапов и останавливаются, предпочитая "выйти в кэш", продав его первому же претенденту, или пустить свой бизнес на самотек, увлекшись другими идеями.

У Свинина в планах создание на основе Smart Start новых сервисов, в частности формирование кадрового резерва из лояльных соискателей, что позволит компаниям быстро заполнять вакантные места, а кандидаты будут знать, что у них есть отличные шансы устроиться на работу. Если же говорить о вхождении со своим стартапом в состав одного из интернет-гигантов, то здесь все сложнее. "Если западные корпорации, тот же Google или Microsoft, следят за стартапами и покупают самые технологичные и перспективные из них, то в России складывается печальная ситуация. Наши крупные компании (Mail.Ru Group, "ВКонтакте", "Яндекс") не особо интересуются подобными проектами", - утверждает Александр.

С чего начать

Риски – это возможности, утверждается в одной из распространенных теорий менеджмента, но если на основателя стартапа все эти возможности обрушатся разом, с большой долей вероятности он не выживет. Очевидная причина гибели любого нового проекта в зачатке: отсутствие востребованности в продукте или же промах с целевой аудиторией. Уже дальше идут плохая команда, неумелый маркетинг, ноль инвестиций.

Поэтому опытные бизнесмены советуют молодежи, в первую очередь, грамотно расставить приоритеты. Например, волшебная мантра инвестора "Покажите мне бизнес-план" на деле бесполезна, считает председатель совета директоров "Юниаструм Банка", президент Института финансового планирования Георгий Писков: "Когда речь идет о стартапе, бизнес-план контрпродуктивен, он не отражает никаких реалий. Если твой бизнес на данный момент только идея, что ты можешь знать о нем наверняка? Пока это только гипотеза, и бизнес-план в этом случае несет в себе априори либо излишний консерватизм, либо излишний оптимизм, и то, и другое противопоказано бизнесу".

«Если ты делаешь, например, приложение для мобильного телефона, напиши его сам или с 2-3 друзьями, с кем впоследствии ты разделишь прибыль, если твой продукт будет интересен потребителю. На первом этапе не надо пытаться действовать, как большое предприятие: составлять бизнес-план, искать инвесторов, готовиться к выходу на биржу - сделай продукт и заработай на нем деньги, быстрее, пока кто-то другой его не придумал», - продолжает Писков.

«Главное отличие российских стартапов от западных в том, что они могут оставаться стартапами годами, а этого не должно быть. Стартап должен либо превратиться в успешное предприятие через 6-8 месяцев, либо умереть – больше времени у него нет, все остальное – это пустая трата денег. У нас в России другая валюта времени, и в этом наша беда, если в Америке, в Силиконовой долине, валюта времени - день, то у нас эквивалентная минимальная валюта времени – месяц», - добавляет Георгий Писков.

Мечта на свои

Если идея "выстрелила", время искать деньги на поддержку проекта. На сегодня Россия не может похвастаться действительно сильным проектом по модели Kickstarter – краудсорсингового ресурса, помогающего собрать деньги на оригинальные проекты. К примеру, крупнейший по количеству привлеченных средств проект собрал более $10 млн от 70 тысяч человек – эти деньги ушли на разработку "умных" часов Pebble. По статистике, в России чаще всего на стартапы тратятся личные средства собственника: 64,6% респондентов (3 тыс. 628 человек) считают свои накопления наиболее удобным и приемлемым источником для открытия дела – таковы результаты опроса на сайте РБК.

Эта бизнес-модель отражает основную проблему со стартапами в России - недостаточное число инвесторов и их низкая концентрация в определенных местах. "Если вспомнить Силиконовую долину, то там воздух пропитан бизнесом. Инвесторов можно найти в любом баре", - говорит Альмир Салимов. Он вложил в проект OnTheList (позиционируется как престижная социальная сеть для успешных людей - менеджеров среднего и высшего звена, призванная, в первую очередь, наладить контакт между пользователями в офлайне), 5 миллионов рублей личных средств. На самоокупаемость Альмир вывел свой проект через пять месяцев.

В свою очередь, Никита Куприков, представляющий лабораторию "Астрономикон" (занимается разработкой малых космических аппаратов; основное достижение на сегодня - платформа "Синергия", предназначенная для проведения научных, образовательных и технических экспериментов), говорит, что в России до сих пор не сформировался работающий механизм помощи стартаперам. "К примеру, NASA сознательно взаимодействует с маленькими компаниями и снабжает их заказами. А мы вынуждены обращаться в Роскосмос за лицензиями и стоять в очереди наравне с гигантами отрасли. Никаких поблажек нет", - резюмирует Куприков.

Но и сами стартаперы отчасти виноваты в сложившейся ситуации. "Есть некоторые особенности национального менталитета. Многие держат свою идею втайне, боятся, что ее украдут и воспользуются. Но как же тогда привлекать инвесторов, если не рассказывать о своем проекте. Я считаю, что этот страх необоснован, ведь никому не нужна голая идея без реализации и нормальной разработки", - резюмирует Салимов.

Выбор читателей