Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Борис Титов. Фото из архива ИТАР-ТАСС |
Евросоюз весьма заинтересован в расширении и углублении взаимодействия с Россией, пояснил глава представительства ЕС в России Вигаудас Ушацкас. "Коррупция не знает границ, мы сталкиваемся с ней и у себя в ЕС. И по собственному опыту знаем, как важно, чтобы государство делало все возможное, чтобы коррупционные примеры исчезли. Надеемся, наш опыт будет полезен", – сказал он.
Российское государство потому и создало институт омбудсмена, что заинтересовано в борьбе с коррупцией, заметил сам омбудсмен – Борис Титов. В этом смысле мы действительно отстаем от большинства европейских стран, и их опыт и практики нам очень интересны. В частности, проблема привлечения молодежи: как сделать так, чтобы они не боялись идти в бизнес. В развитых государствах значительная часть молодых людей тоже предпочитает становится менеджерами или чиновниками, но все же доля частных предпринимателей среди них гораздо больше, чем в России. В конце июня будущего года планируется провести форум предпринимателей ("предпринимательские сезоны"), где среди прочего молодых людей будут обучать не бояться коррупции и четко знать, что делать, если они почувствовали на себя коррупционное давление.
Как ни странно, коррупция – не всегда зло. Бывают периоды, когда она даже полезна для страны. В России такой период пришелся на 90-е годы. Если бы предприниматели в тот момент не "подкармливали" госаппарат, он бы просто развалился, считает известный адвокат Генри Резник. Сегодня пик коррупции в стране пройден, полагает он. Но, по сути, коррупция по-прежнему воспринимается как нечто, само собой разумеющееся и не осуждается значительной частью сограждан, в том числе, в бизнесе. Мало кому приходит в голову, что материальная "благодарность" доктору или учителю – это тоже элемент коррупции. А в деловой среде и вовсе возник симбиоз чиновников и предпринимателей.
Главное средство от коррупции – развитие среднего класса, развивает мысль Борис Титов. Причем, именно той его части, которая кормится от частного капитала, а не от госбюджета – сотрудники коммерческих компаний, сами предприниматели, творческая интеллигенция. Этот класс должен сформировать мощный запрос на искоренение коррупции, на формирование такого общественного сознания, где отсутствие взяточничества – норма жизни, а не наоборот. "Законодательство может быть идеальным, но если общество не готово, если в своих устоях оно приемлет коррупцию, то никакое законодательство не поможет ее избежать", – предупреждает бизнес-омбудсмен.
Когда такое твердое общественное "нет коррупции" сформировано, пройти сам путь ее искоренения можно всего за несколько лет, уверяет он. И опыт многих европейских стран это как раз подтверждает. Так, например, Литва лет десять назад была признана самой коррупционной страной в ЕС, рассказывает Вигаудас Ушацкас. "И тогда мы приняли большое решение – и по изменению законодательства, и не только был основан институт омбудсмена, но даже специальная служба против коррупции – так называемая разведка по коррупции. И были высокие имена, по которым было открыто уголовное дело. И самое важное: была совсем новая почва – почва неприемлемости коррупции в среде среднего класса и вообще общества. Это дало большие результаты, и сейчас, мне кажется, Литва – наименее коррумпированная страна в ЕС", – резюмирует он.
Лидер пообещал исправить ситуацию в ближайшее время
Спецслужбы своей выходкой лишь навредили собственной стране