Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Фото: ИТАР-ТАСС |
"Обратный ход пенсионной реформы в России нарушит социальный договор, согласно которому население формирует частные сбережения, в том числе пенсионные, а государство сосредоточено на политике таргетирования инфляции. Хотя ЦБ все еще говорит о предпочтении низкой инфляции, активное использование социальных расходов в качестве инструмента поддержки экономики ухудшает инфляционные ожидания", – цитирует РИА "Новости" выдержки из свежего обзора "Альфа-банка" под названием "Пенсионная реформа: назад к распределительной системе?".
Банковские специалисты проанализировали опыт стран, схожих с Россией (из Центральной и Восточной Европы, а также СНГ). Многие из них в начале 2000-х гг. проводили аналогичные пенсионные реформы, внедряя в единую распределительную систему накопительные элементы. Это увеличивало нагрузку на бюджет, поскольку часть средств направлялась не на финансирование текущих пенсий, а в кубышки будущих пенсионеров, но тогда экономическая ситуация такие эксперименты позволяла. Положительный эффект должен был проявиться лет через 25 – 30, когда накопленные таким образом средства наконец начали бы тратиться, а давление на государственную казну, наоборот, снижаться. Увы, не дождались – помешал кризис. Немалые средства понадобились здесь и сейчас.
Проблему в разных странах решали по-разному: сокращение накопительной части, полный ее перевод на добровольную основу, повышение пенсионного возраста. Для России последнее средство не годится. По мнению аналитиков "Альфа-банка", несмотря на то что разговоры о подобной мере возникают с завидной регулярностью, ожидать пересмотра данного параметра в ближайшем будущем не стоит. Хотя на пенсию россияне выходят в более молодом возрасте, чем жители аналогичных стран (55 и 60 лет против 65 – 67), не стоит забывать о том, что общая продолжительность жизни у нас заметно ниже. Поэтому более вероятной экспертам кажется реализация венгерского сценария, где накопительная часть по сути была полностью отменена.
А начиналось все так же, с временной заморозки новых отчислений. Вскоре после этого дальнейшее участие в накопительной системе сделали добровольным, а затем и вовсе поставили граждан перед жестким выбором: или накопительная система без права на гарантированную государством пенсию, или распределительная, но с отказом от ранее накопленных частных сбережений в пользу государства (в 2010 г. пенсионные накопления, в общей сложности, составляли 10% ВВП). В итоге население единодушно выбрало возврат к распределительной пенсионной системе и отказ от накопленных сбережений.
"Мы считаем, что, заморозив новые отчисления в накопительную часть, Россия уже сделала первый шаг в сторону венгерского сценария", – отмечают аналитики "Альфа-банка". Однако эта мера даст Пенсионному фонду примерно 0,7% ВВП дополнительных ресурсов в год, а этого недостаточно для покрытия его дефицита, полагают они. В дальнейшем же, с учетом демографической ситуации разрыв между доходами и расходами снова начнет увеличиваться. "В случае отсутствия пенсионной реформы дефицит ПФР, по нашим прогнозам, расширится с 3,2% ВВП в 2013 году до 3,5% в 2016 году", – отмечают в "Альфа-банке".
Причина – низкая рождаемость и постепенное сокращение трудовых ресурсов. Если в 1989 г. в стране проживали 44 миллиона граждан младше 20 лет, то к 2012 г. эта цифра сократилась до 30 миллионов. Даже официальный прогноз правительства предполагает сокращение экономически активного населения на два миллиона человек к 2017 году. В то же время армия пенсионеров по-прежнему будет увеличиваться – на один миллион каждые три года.
Очевидно, что в этой ситуации перед лицом наибольшей угрозы оказываются граждане средних лет – те, кто родился после 1968 года и успел лет 10 – 15 поработать при трехуровневой пенсионной системе. Все эти годы с их зарплаты 6% отчислялось в накопительную часть. Теперь этим средствам грозит национализация. А до пенсии еще остается лет 15 – 20, и не известно, какая ситуация будет к тому моменту в экономике и хватит ли у государства средств на их содержание. Текущие тенденции ничего хорошего на этот счет не сулят.
Не обращать на это внимание уже невозможно