Путин обошелся без скреп

Путин и собравшаяся в четверг Георгиевском зале Кремля массовка в очередной раз воспроизвели классическую партию "царь хороший – бояре плохие". И ведь, похоже, она снова сработает


Фото: ИТАР-ТАСС



Для своего юбилейного (десятого по счету) послания Федеральному собранию Владимир Путин выбрал умеренно консервативные интонации. Никаких тебе "духовных скреп", удвоения ВВП и прочих идеологических прорывов. Глава государства деловито провозгласил деофшоризацию национального бизнеса, борьбу с нелегальной миграцией и интернациональной аморальностью, норму в три ребенка на семью (видимо, это должно стать подтверждением того, что борьба с аморальностью идет успешно) и сопутствующее строительство доступного жилья для молодых семей. В итоге послание получилось очень технологическим, иногда даже чересчур – например, призыв навести к марту 2014 г. порядок с разрешительной процедурой в строительной сфере явно выпадает из стилистики жанра. Появляется ощущение, что спичрайтеры главы государства по ошибке подхватили листок из пачки, подготовленной к встрече с членами правительства.

Хотя в общем и целом, разумеется, Россия претендует на роль мирового лидера, и это явно один из ключевых идеологических посылов президентского послания-2013. Как мы к этому придем, оно не объясняет.

В итоге главной сенсацией дня оказался задремавший во время оглашения пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. По-человечески понять его очень даже можно: в течение последней недели нормально поспать ему явно не удавалось. Но уж больно символично получилось.

А ведь на самом деле ждали худшего: на фоне разбушевавшегося Майдана президент вполне мог объявить "отечество в опасности" и дать отмашку к дальнейшему закручиванию гаек. Так, по сведениям телеканала "Дождь" глава государства должен был объявить об отмене выборов мэров крупных городов. Но в итоге Путин лишь обозначил общий консервативный тренд, дав понять, что его реализация является обязательной для чиновников. Тут как с майскими указами, о необходимости реализации которых глава государства так любит напоминать своему премьеру. Вот и в послании не преминул отметить: поставленные задачи нужно исполнять, а не пытаться "снизить планку", ссылаясь на нехватку средств и сложную экономическую ситуацию.

Но вздыхать с облегчением явно не стоит. Муниципальная реформа будет, и выборы мэров городов отменят, уж будьте уверены. Просто Путин об этом лично объявлять не стал. Вместо этого он дал поручение устранить досадный дисбаланс между доходами и полномочиями муниципалитетов. У ОНФ уже готов план устранения такого дисбаланса: нужно просто отменить избираемых мэров как минимум на уровне городов и муниципальных районов. Тогда муниципальная власть окажется совсем близко к гражданам и будет отвечать за совершенно доступные и понятные населению вещи – такие, как уборка мусора и определение мест для выгула собак. А всем остальным будут заведовать тщательно "отфильтрованные" губернаторы, и у людей из кремлевского управления по внутренней политике перестанет болеть голова по поводу представителей оппозиции, которые в последнее время стали подозрительно часто выигрывать местные выборы. Муниципалитетов у нас без малого 100 тыс., а губерний – всего 83, и контролировать выборы областного уровня все-таки гораздо легче. Имиджевые же риски, сопутствующие такому решению, примут на себя депутаты и чиновники.

Также, вопреки опасениям либеральной общественности, Путин подчеркнул незыблемость положений второй главы Конституции (той самой, где речь идет о правах и свободах граждан). То есть правку Конституции как бы не поддержал. Но одновременно одобрил уже начатое в процессе объединения Верховного и Высшего арбитражного судов изменение той части Основного закона, где речь идет о государственном устройстве. А ведь общий вектор такого рода изменений может оказаться гораздо консервативней официального Кремля – например, уже возникала у депутата Елены Мизулиной идея внести в преамбулу Конституции утверждение о том, что православие является основой национальной и культурной самобытности России.

Одним словом, президент традиционно выступил в жанре "за все хорошее против всего плохого", привычно переложив эксцессы исполнения на плечи подчиненных. При этом значительная часть послания была адресована не столько Федеральному собранию, сколько "путинскому большинству": наиболее четко продекларированными в речи оказались инициативы из социально-экономической сферы, хотя на самом деле это скорее область ответственности правительства. Чиновники же умеют ловить сигналы, поэтому им достаточно и полунамеков. Путин и собравшаяся в четверг Георгиевском зале Кремля массовка в очередной раз воспроизвели классическую партию "царь хороший – бояре плохие". И ведь, похоже, она снова сработает.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей