Россияне тратят мало, но бодро

Рост потребительских расходов в прошлом году значительно замедлился, но говорить о кризисе потребления преждевременно, считают социологи


Фото: РБК



Рост пессимистических настроений россиян слегка преувеличен, уверяют социологи. Большинство граждан удовлетворены своим материальным положением, а экономическое положение в стране оценивают как "среднее".

По данным ВЦИОМ, более двух третей россиян (71%) поставили удовлетворительную оценку текущему материальному положению своей семьи. В 2009 г. этот показатель был на 10% меньше. Соответственно, доля тех, у кого все плохо, пять лет назад составляла 28%, а сегодня – лишь 17%. При этом ситуация в стране в глазах опрошенных выглядит менее оптимистично, чем их собственная. Хотя большинство респондентов – 58% – также оценили ее как среднюю, почти треть – 30% – считают, что положение плохое или даже очень плохое.

"Самую высокую оценку экономическому положению страны россияне давали в 2008 году, аккурат за несколько месяцев перед кризисом. В 2012 году тоже были высокие оценки, но в 2013 году оценка начала снижаться, и сейчас россияне считают, что положение ухудшается", – сообщил гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров в четверг на пресс-конференции в Москве.

Не чувствуя стесненности в деньгах, люди, тем не менее, тратят их с оглядкой. Три четверти респондентов (77%) выбирают для себя стратегию экономии, при этом 62% из них экономят постоянно, а 15% начали это делать лишь недавно. Самыми бережливыми являются женщины (80%), люди преклонного возраста (85%) и жители сел (85%). Однако по-прежнему достаточно велико число тех, кто не считает нужным сокращать свои траты, – таких 20%.

Проблема безработицы хоть и беспокоит чуть сильнее, чем год назад, все же не стала злободневной – большинство граждан в кругу семьи и друзей ее не обсуждают. Вероятность потери работы стала казаться более реальной – соответствующий индекс вырос с 34 пунктов в 2012 г. до 40 в конце 2013-го и вплотную приблизился к показателю кризисного значения 2008 года (41). Вместе с тем 41% респондентов считают увольнение возможным, но маловероятным, а уверенность в возможности равноценного трудоустройства после увольнения остается достаточно высокой.

Более трети россиян – 37% – в конце 2013 г. считали благоприятной обстановку для совершения крупных покупок. Хотя 49% респондентов все-таки предпочитают пока воздерживаться от больших трат: это, прежде всего, пожилые люди (55%), жители средних городов (55%) и респонденты с низкими доходами (63%).

В свою очередь, аналитики исследовательского холдинга РОМИР полагают, что показатели потребительских рынков России в 2013 г. не столь плохи, как может показаться на первый взгляд.

По данным РОМИРа, расходы на продукты питания и непродовольственные товары повседневного спроса в 2013 г. выросли в номинальном выражении на 9,5%. И впервые за весь постсоветский период номинальные темпы роста повседневного потребления оказались ниже 10%. С учетом инфляции можно говорить о росте реальных расходов на повседневное потребление в размере 2,8%. Эти показатели в точности совпадают с данными Росстата по изменению оборота розничной торговли, и они в разы меньше показателей предыдущих лет. Так, реальные расходы россиян в 2010-м и 2012 г. выросли на 7,5%, в 2011 г. – на 9,5%, и даже в кризисном 2009 г. – на 8%.

Да, темпы потребления существенно снизились по сравнению с 2009 – 2012 гг., но пока оно все же растет, а не сокращается, отмечают эксперты РОМИР. По их мнению, изменение структуры спроса, поведения и предпочтений потребителей, расстановки сил в сегментах, усиление конкуренции можно рассматривать как свидетельство зрелости потребительских рынков. "А зрелые рынки, как правило, не растут на 20 – 30% в год. Аналитики понимают, что ситуация, когда рынки продуктов питания и непродовольственных товаров повседневного спроса растут на 15 – 20% в номинальном и 7,5 – 9% в реальном выражении, не может продолжаться бесконечно", – поясняют исследователи. И считают, что говорить о кризисе потребления преждевременно.

Стоит отметить, что большинство выводов социологов базируется на данных опросов, проводившихся в конце 2013г. – январе 2014 года. Пока не известно, как отразится на настроении и потребительском поведении россиян недавнее резкое ослабление рубля.

Выбор читателей