Регионам предложили остаться без электричек

На смену пригородному железнодорожному транспорту в целом ряде субъектов РФ могут прийти автобусы, если местные власти сочтут их использование более экономичным и целесообразным


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Минэкономразвития РФ выступило с инициативой предоставления субъектам Федерации права добровольно отказаться от осуществления пригородных пассажирских железнодорожных перевозок в случае, если они являются убыточными для регионального бюджета.

Как пишет "КоммерсантЪ", предложение было высказано в понедельник, 17 марта, в ходе рабочего совещания правительства под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева. Согласно концепции развития пригородного сообщения, одобренной профильными министрами, регионы РФ могут получить возможность самостоятельно определять вид транспорта, который будет основным для перевозок пассажиров в окрестности крупных городов: традиционные электропоезда или же автобусы.

Авторы документа обратили внимание правительства на тот факт, что лишь в четырех субъектах РФ - Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и Адыгее - пригородное железнодорожное сообщение является прибыльным, а транспортные компании способны покрывать до 80% своих издержек за счет продажи билетов. В остальных же частях страны этот показатель не превышает половины расходов перевозчиков, что вынуждает местные власти компенсировать убытки из местного бюджета.

Таким образом, Минэкономразвития предлагает всем регионам, кроме двух столиц (на которые, согласно официальным данным, приходится до половины всех перевозок посредством железнодорожного транспорта), основательно подумать об альтернативном варианте пригородных перевозок. Также ведомство отмечает, что региональные бюджеты не способны в полном объеме компенсировать транспортным компаниям разницу за установление тарифов на уровне ниже себестоимости. Так, за последние годы размеры таких выплат не превышают половины от необходимого.

В свою очередь, региональные перевозчики оплачивают РЖД лишь 1% от стоимости пользования путями, остальное госмонополия получает в виде бюджетных субсидий. Еще одним аргументом в пользу автобусов для целого ряда субъектов РФ может стать тот аргумент, что их маршруты зачастую практически дублируют железнодорожные.

"У нас регионы привыкли не платить и считают, что это правильно, пусть тогда, если им вообще не нужны электрички, отказываются от них", - рассказал собеседник издания в Минэкономразвития, добавив, что отказ от электричек требует тщательного согласования с Минтрансом.

Выбор читателей