Про ангелов и людей

В Московском губернском театре состоялась премьера спектакля "Прекрасное далёко" по пьесе Данилы Привалова - очередная вариация на тему умения и необходимости жить здесь и сейчас и ценить эту жизнь. Напоминание, которое никогда не бывает лишним




В Московском губернском театре состоялась премьера спектакля "Прекрасное далёко" по пьесе Данилы Привалова. Написанная в 2006 г., она выдержала уже несколько постановок по всей стране: на Сахалине и в Саха-Якутии, на Алтае, в Челябинске, Омске и Санкт-Петербурге. И вот теперь добралась до столицы.

Третий для театра спектакль художественный руководитель Сергей Безруков доверил молодому режиссеру Павлу Артемьеву - недавнему выпускнику ГИТИСа, мастерской Леонида Хейфеца. Его дипломный спектакль по Хармсу "Четвероногая ворона" год назад удивил театральную Москву ироничностью, легкостью, множеством точных наблюдений, остроумно придуманных эпизодов, поразительно тонкими актерскими работами. Такой же получилась и новая постановка. Хотя сюжетная линия скромна до минимализма.

Пятеро персонажей живут в уютном деревянном домике в заснеженном лесу - рубят дрова, готовят еду, по вечерам поют песни под гитару. А еще у них есть крылья, они умеют летать и поэтому считают себя ангелами. Это представители разных возрастов и эпох, прошедшие через голод, коммунистические стройки, маленькие и большие войны, погибшие когда-то на Земле и попавшие в странный мир, который называют раем. Но этот рай совсем не так прекрасен, как кажется издалека.

Правда, на первый взгляд, он представляет собой ту самую идиллию, о которой мечтаешь при жизни - отсутствие стрессов и волнений, болезней и прочих проблем, безграничное пространство, где каждый может найти место по душе: хочешь - море и пальмы, хочешь - избушка в заснеженном лесу, одиночество или приятная компания. "Хорошо здесь, спокойно" - звучит рефреном на протяжении всего спектакля.

Но оказывается, что спокойствия для счастья мало. Такое существование порождает лишь безысходную тоску, потому что жизни здесь тоже нет: нет сильных эмоций, нет никакого движения вперед, нет смысла существования, и нет будущего. Можно при желании заглянуть в чужое настоящее на Земле, где ты уже ничего не можешь изменить - только наблюдать со стороны, и от этого становится еще больнее и хочется повеситься. Вот только и повеситься нельзя, потому что смерти в этом раю тоже нет.

Остаются лишь воспоминания о "свободе". Так герои называют свою прежнюю жизнь там, где идут войны, где плачут, ненавидят, влюбляются и расстаются. И куда они отчаянно и безнадежно мечтают вернуться. Оказывается, что свобода - это надежды и желания, это возможность верить, любить, творить, совершать ошибки, менять себя и мир вокруг, и знать, что впереди тебя ждет что-то более интересное, нежели бесконечные однообразные будни.

Но однажды размеренный быт ангелов нарушает вновь прибывший - молодой парень, убитый на войне. Он с трудом учится летать и никак не желает смириться со своей новой реальностью. И выясняется, что даже в этом тоскливом раю все не так просто и однозначно... Пьеса с открытым финалом, который можно домыслить по своему вкусу.

На протяжении всего спектакля зрители раскачиваются на качелях эмоций. Иногда к горлу подкатывает комок, и к глазам подступают слезы, и через несколько минут они, наконец, вырываются на волю - но это уже слезы от смеха. Здесь всего в меру - сатиры и юмора, назиданий и размышлений, грустного и смешного, философского и житейского. Все, как в жизни. И спектакль, собственно, как раз об этом - очередная вариация на тему умения и необходимости жить здесь и сейчас, и ценить эту жизнь. Напоминание, которое никогда не бывает лишним. В следующий раз "Прекрасное далёко" покажут в Московском губернском театре 20 мая.

Выбор читателей