В России принята резолюция по воде

Ведущие эксперты из государственных органов власти, специалисты из ключевых научных центров, представители бизнеса и общественности разработали предложения по созданию комфортной правовой среды в сфере водопользования


ФОТО: © globallookpress



В Сочи прошла Первая всероссийская научно-практическая конференция, посвященная правовому регулированию водных отношений. "На конференции будет проведен серьезный анализ фондов зарубежного законодательства и практик его реализации. Уверен, что участие представителей органов власти РФ, ученых и экспертов, позволит выработать конкретные рекомендации, которые в ближайшем будущем будут приняты в государственной политике в целях повышения экологического статуса и охраны водных объектов", - заявил в обращении к участникам министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской.

В течение двух дней – 29 и 30 мая - десятки ведущих экспертов из государственных органов власти, специалисты из ключевых научных центров, представители бизнеса и общественности обсуждали сложившуюся ситуацию и разрабатывали предложения по созданию комфортной правовой среды в сфере водопользования.

В ходе конференции были подняты очень важные вопросы, касающиеся водного законодательства. Большинство участников считают, что нормирование негативного воздействия на водные объекты должно базироваться на принципе достижимости для водопользователей установленных нормативов. Так, представители Института водных проблем РАН указали на необходимость реформирования действующей много лет системы регулирования антропогенных нагрузок на окружающую среду. В случае с водными объектами и сбросом сточных вод она базируется на предельно допустимых концентрациях веществ, установленных для объектов рыбохозяйственного использования. В качестве альтернативы была предложена возможность установления норм, основанных на показателях НДТ (наилучших доступных технологий).

Современное российское законодательство игнорирует критерий достижимости нормативов, требуя безусловного достижения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ при сбросе сточных вод, при этом применяются ПДК для водоемов рыбохозяйственного назначения, отметила исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова. Оборотной стороной недостижимых норм являются нормативы временно согласованного сброса. Вкупе с недостижимыми НДС они формируют негибкую и неэффективную систему нормирования. И если мировое сообщество руководствуется принципом "принятия мер на источнике", то российское законодательство полностью ориентировано на решение проблем на "конце трубы".

Еще один острый вопрос водного законодательства – определение правового режима прудов, обводненных карьеров и водохранилищ. Все участники сошлись во мнении, что необходимо внести в закон соответствующие термины и дифференцировать режим различных видов прудов, озер и водохранилищ. Профессор юридического факультета МГУ Геннадий Волков отметил, что отсутствие определений терминов приводит к нарушению прав Российской Федерации и пав доступа к водным объектам общего пользования.

Важная правовая мера охраны водных объектов – обеспечение правового режима водоохранных зон, прибрежных полос, зон санитарной охраны водных объектов, которые являются источниками питьевой воды. Научный сотрудник Государственного гидрологического института Любовь Банщикова отметила необходимость обоснования размещения объектов хозяйственной деятельности человека на прибрежных территориях, где возможно затопление, расчета соотношения уязвимости, потенциального риска и ущербов. В настоящее время при значительных подъемах уровня воды затапливаются территории, которые выходят за границы зон риска, определяемых по существующему законодательству. А на этих территориях могут располагаться промышленные и экологически опасные объекты, разрушение которых может нанести вред окружающей среде и здоровью людей.

Для органов государственной власти одной из самых актуальных проблем является правовое регулирование оснований и порядка возникновения и прекращения права пользования водными объектами, а также установление условий водопользования. Заместитель председателя правительства Астраханской области Олег Полумордвинов считает, что необходимо внести изменения в правовые акты, касающиеся установления приоритетного права на заключение договора использования акватории, в том числе для отстоя плавсредств, для водопользователей, исправно выполняющих требования ранее заключенного договора. Министр природных ресурсов Магаданской области Владимир Митькин предложил значительно упростить процедуру предоставления водных объектов в пользование. В настоящее время затраты по выполнению государственной услуги превышают объем платы, поступающей за использование водных ресурсов из-за непомерно раздутой процедуры оформления и регистрации документации.

Не менее важный вопрос – осуществление водного надзора в отношении водопользователей, привлечение к юридической ответственности за нарушение законодательства и возмещение причиненного вреда. Водный кодекс РФ не устанавливает специальных норм, которые отражали бы специфику возмещения вреда, причиненного водным объектам, отметила доцент юридического факультета МГУ Наталья Нарышева, его необходимо дополнить соответствующими положениями. По мнению директора научно-производственной фирмы "Уральские промышленные технологии" Татьяны Неваленовой, методика исчисления вреда требует серьезного пересмотра или отмены с одновременным увеличением штрафных санкций.


Фото: "Yтро.ру"


В результате двухдневного обсуждения самых наболевших вопросов правового регулирования водных отношений, участники конференции разработали и приняли итоговую резолюцию:

"В сфере правового регулирования нормирования негативного воздействия на водные объекты участники конференции предлагают рассмотреть вопрос о внесении следующих изменений в действующее законодательство:
- установить четкие основания применения санитарно-гигиенических и рыбохозяйственных нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих (вредных) веществ;
- перейти от использования единых нормативов предельно допустимых концентраций к применению нормативов, установленных, в том числе, с учетом природных особенностей водных объектов, включая геохимические провинции;
- установить четкий перечень загрязняющих веществ, в отношении которого осуществляется нормирование допустимого сброса в водный объект;
- упростить процедуры согласования норматива допустимого сброса и получения разрешения на сброс в водный объект;
- обеспечить поэтапный переход к реализации принципа наилучших доступных технологий и технологическому нормированию.

В сфере правового регулирования водоснабжения и водоотведения участники конференции предлагают рассмотреть вопрос о внесении следующих изменений в действующее законодательство:
- исключить применение нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ для водных объектов рыбохозяйственного назначения для целей установления нормативов допустимых сбросов абонентов водопроводно-канализационного хозяйства;
- установить перечни загрязняющих веществ, по которым разрабатываются и утверждаются нормативы допустимых сбросов для водоканалов (загрязняющие вещества бытового происхождения) и абонентов;
- установить, что при определении категорий абонентов, которым должны устанавливаться нормативы допустимых сбросов, использовать как количественный критерий (объем сбрасываемых сточных вод), так и качественный критерий (состав загрязняющих веществ в сточных водах абонентов);
- утвердить методику разработки нормативов допустимых сбросов для абонентов; - определить методы определения массы загрязняющих веществ, фактически сброшенных абонентом в окружающую среду через централизованную систему водоснабжения;
- установить гибкий механизм взимания платы за негативное воздействие окружающей среды, позволяющий частично компенсировать как водоканалам, так и абонентам затраты на техническое перевооружение очистных сооружений.

В сфере правового регулирования экономического стимулирования в области использования и охраны водных объектов участники конференции предлагают рассмотреть вопрос о внесении следующих изменений в действующее законодательство:
- дифференцировать ставки платы с учетом целевого назначения и состояния водных объектов;
- учитывать при исчислении платы за водопользование осуществляемые водопользователями меры по охране и рациональному использованию водных объектов;
- отнести к платным видам водопользования забор водных ресурсов для орошения сельскохозяйственных угодий и сплав древесины в плотах и с применением кошелей;
- установить нулевую ставку платы при заборе воды для наполнения и восполнения технологических потерь в замкнутых (оборотных) системах водоснабжения;
- ввести льготный период в отношении платы либо существенное снижение ставок платы за водопользование для лиц, внедряющих инновационные и наилучшие существующие (доступные) технологии в целях рационального использования и охраны водных объектов;
- установить основания и порядок зачета затрат на техническое перевооружение очистных систем, иных природоохранных мероприятий платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- расширить сферу применения инвестиционного налогового кредита для случаев технического перевооружения очистных систем.

В сфере правового обеспечения режима прудов, обводненных карьеров, водохранилищ, гидротехнических сооружений участники конференции предлагают рассмотреть вопрос о внесении следующих изменений в действующее законодательство:
- включить в Водный кодекс РФ определений терминов "пруд", "пруд-копань", "пруды-накопители промышленных загрязненных сточных или карьерных (шахтных, рудничных) вод, в том числе шламонакопители, хвостохранилища", "технологические водоемы", "карьер";
- установить, что на праве собственности физического лица, юридического лица могут находиться только пруд-копань или обводненный карьер, если они расположены в границах земельного участка, площадь которого не превышает 1 квадратный километр, все другие пруды-копани или обводненные карьеры, могут находиться на праве собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования; все другие водные объекты находятся в федеральной собственности;
- уточнить положения Земельного кодекса РФ об оборотоспособности земельных участков, что земельные участки, на которых расположены пруды-копани или обводненные карьеры, площадью более 1 квадратного километра, находятся в государственной или муниципальной собственности и ограничиваются в обороте;
- предусмотреть преимущественное право собственников гидротехнических сооружений на заключение договора водопользования, связанного с эксплуатацией гидротехнического сооружения, и согласование другого вида пользования с собственником гидротехнического сооружения;
- утвердить порядок консервации и ликвидации гидротехнического сооружений, утративших функциональное назначение и находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии;
- упростить процедуру оформления в собственность бесхозяйных гидротехнических сооружений, в том числе, установив минимальное количество документов для постановки на учет гидротехнического сооружения.
- признать право собственности на бесхозяйные мелиоративные системы за собственниками земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположены такие системы.

В сфере правового обеспечения режима водоохраных зон и прибрежных защитных полос участники конференции предлагают рассмотреть вопрос о внесении следующих изменений в действующее законодательство:
- закрепить за органами государственной власти обязанности по организации работ по формированию землеустроительных дел объектов землеустройства (водоохранных зон и прибрежных защитных полос) и внесению сведений в государственный кадастр недвижимости;
- уточнить формулировки в части ограничений хозяйственного использования водоохранных зон и прибрежных защитных полос;
- установить водоохранные зоны для прудов и обводненных карьеров.
- предусмотреть допустимость использования в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полосах водных объектов использование земель для целей аквакультуры при условии использования технических и технологических средств, обеспечивающих охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством об охране окружающей среды;
- утвердить на федеральном уровне единый порядок утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях;
- установить порядок установления границ зон затопления, подтопления и режим ограничения хозяйственной и иной деятельности в пределах таких зон.

В сфере правового регулирования порядка, оснований возникновения и прекращения право пользования водными объектами, установления условий водпользования участники конференции предлагают рассмотреть вопрос о внесении следующих изменений в действующее законодательство:
- установить, что использование акватории для эксплуатации подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов должно осуществляться на основании договора водопользования;
- устранить правовую неопределенность в части оснований предоставления водного объекта в пользование для рекреационных целей без проведения аукциона;
- предусмотреть специальный вид использования водного объекта – спасание людей на водах и предоставлять водный объект в пользование для такой цели без проведения аукциона;
- предусмотреть преимущественное право на заключение договора водопользования на новый срок для водопользователей, надлежащим образом исполняющих свои обязанности, в том числе для договоров водопользования, заключаемых по результатам аукциона;
- определить порядок предоставления водных объектов в обособленное пользование; - установить электронную форму проведения аукциона на приобретение прав пользования акваториями водных объектов;
- отказаться от установленного шага аукциона на приобретение прав пользования акваториями водных объектов;
- увеличить ставки платы за пользование акваториями водных объектов;
- наделить органы государственной власти субъектов РФ полномочиями в сфере ведения государственного водного реестра в отношении водных объектов, полномочия по предоставлению прав пользования на которые переданы субъектам РФ;
- установить допустимость представления договора водопользования и решения о предоставлении водного объекта в пользование в государственный водный реестр в электронном виде;
- определить перечень обязательных условий водопользования, подлежащих согласованию, перечень органов, согласовывающих условия водопользования, а также порядок и сроки такого согласования;
- определить перечень документов, обосновывающих заявленный объем сброса сточных вод и показатели их качества.
- унифицировать формы отчетности водопользователей по выполнению условий водопользования;
- конкретизировать содержания мероприятий, возложенные на водопользователя при подаче заявления об отказе от дальнейшего использования водного объекта, а также определить перечень документов, который должен быть представлен в подтверждение выполнения указанных мероприятий;

В сфере правового регулирования осуществления государственного водного надзора, привлечения к юридической ответственности, возмещения вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства участники конференции предлагают рассмотреть вопрос о внесении следующих изменений в действующее законодательство:
- включить в действующее законодательство определение понятия "объект экологического надзора";
- утвердить перечень водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору для каждого субъекта РФ;
- расширить перечень оснований для проведения внеплановых проверок государственного водного надзора;
- расширить полномочия органов местного самоуправления в сфере контроля за использованием водных объектов, находящихся в муниципальной собственности; - расширить список лиц, уполномоченных на рассмотрение дел об административных правонарушениях;
- увеличить срок давности привлечения к административной ответственности и установить допустимость назначения административного расследования для случаев самовольного занятия водного объекта и пользования им с нарушением установленных условий;
- усилить административную ответственность за нарушение водного законодательства, в том числе за использование водного объекта без правоустанавливающих документов, за невыполнение условий водопользования;
- установить допустимость десятипроцентного отклонения от установленного лимита допустимого забора водных ресурсов, в пределах которого не взимается штраф в пятикратном размере за превышение забора воды;
- включить в Водный кодекс РФ определение понятия "вред водным объектам";
- установить правила возмещения вреда водным объектам в натуре;
- установить смешанную форму возмещения вреда водным объектам (для случаев, когда причинитель вреда до предъявления требований о возмещении вреда за счет своих средств осуществил часть мероприятий по восстановлению нарушенного состояния водного объекта);
- установить допустимость зачета затрат на природоохранные мероприятия в счет возмещения вреда водным объектам;
- предусмотреть нормы-стимулы для тех причинителей вреда, которые до предъявления требований о возмещении вреда за счет своих средств осуществили часть мероприятий по восстановлению нарушенного состояния водного объекта;
- исключить из Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, положения, устанавливающие допустимость зачета платы за сверхнормативное (сверхлимитное) негативное воздействие на окружающую среду в счет возмещения вреда водным объектам;
- разработать методику определения размера вреда, причиненного аварией на гидротехническом сооружении;
- предусмотреть механизм выделения из федерального бюджета субсидий на ликвидацию последствий аварии, повлекшей загрязнение водных объектов.

В сфере правового регулирования разграничения полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, бюджетной обеспеченности осуществления органами государственной власти субъектов РФ полномочий в области водных отношений участники конференции предлагают рассмотреть вопрос о внесении следующих изменений в действующее законодательство:
- внести изменения в бюджетное законодательство в части распределения доходов от использования водных ресурсов: 40 % - по нормативу в федеральный бюджет, 60 % - в бюджеты субъектов РФ;
- установить целевой характер доходов от использования водных объектов, поступающих в бюджет субъекта РФ;
- разработать порядок организации органами государственной власти субъектов РФ мониторинга дна, берегов, состояния режима использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей.

В завершение конференции прошла церемония награждения победителей Первой национальной премии в области водохозяйственного комплекса Российской Федерации. Государственным ведомством, наиболее эффективно решающим задачи в области управления водохозяйственным комплексом РФ стало Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан. Среди общественных организаций, внесших значительный вклад в развитие водохозяйственного комплекса победило Всероссийское общество охраны природы. Лучшей научной разработкой в области развития водохозяйственного комплекса были названы изыскания ФГБУ "Гидрометцентр России". Лучшим бизнес-проектом направленным на снижение загрязнения водных объектов стал ЗАО "Антипинский НПЗ". Лучшим общественным деятелем в сфере сохранения водных ресурсов был назван главный редактор газеты "Экология и общество" Сергей Лисовский.


Фото: "Yтро.ру"

Выбор читателей