Как сбивали гражданские самолеты

Малазийский самолет - не первый гражданский лайнер, сбитый вооруженными силами. История гражданской авиации знает и другие случаи авиакатастроф такого рода. Некоторые из них навсегда вошли в историю


Су-15 ИТАР-ТАСС/Архив ©



Малазийский самолет, к сожалению, не первый в истории гражданский лайнер, сбитый вооруженными силами. 21 февраля 1973 года над Синайским полуостровом, занятым в тот момент Израилем, в результате атаки истребителей израильских ВВС потерпел крушение ливийский Boeing 727. На его борту находилось 113 пассажиров, выжили лишь пять человек, в их числе второй пилот.

Самолет совершал рейс по маршруту Триполи – Бенгази – Каир – Александрия – Бахрейн, и на подлете к Каиру из-за песчаной бури сбился от курса. Незадолго до инцидента спецслужбы Израиля получили информацию о подготовке теракта с использованием пассажирского лайнера. Когда ливийский Боинг оказался над Суэцким каналом, в небо поднялись два израильских истребителя, чтобы выяснить обстановку. Шторки в пассажирском салоне были закрыты, поэтому людей не было видно, а связь с экипажем по техническим причинам отсутствовала. Тогда истребители покачали крыльями, давая международный знак следовать за ними. Поначалу экипаж подчинился, но затем ошибочно решил, что его пытаются не посадить принудительно, а просто направить на верный курс, и повернул в сторону Египта. Это было расценено, как попытка к бегству, истребители открыли огонь по крыльям, лайнер потерял высоту и врезался в дюну.

3 июля 1988 года над Персидским заливом крейсер ВМФ США Vincennes сбил Airbus А300В2-202 иранской авиакомпании Iran Air. Погибло 290 человек, включая 16 членов экипажа, среди пассажиров было 66 детей. Иранский самолет совершал коммерческий пассажирский рейс между Тегераном и Дубаем с промежуточной посадкой в Бендер-Аббасе (Иран). По версии США, к катастрофе привела цепь трагических совпадений, в результате чего мирный пассажирский лайнер был принят за атакующий военный самолет. В Иране инцидент считают сознательным и преднамеренным актом агрессии с целью принудить правительство страны к заключению перемирия в ирано-иракской войне.

1 сентября 1983 года советским истребителем Су-15 был сбит Boeing 747 южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines, совершавший рейс из Нью-Йорка в Сеул. Лайнер упал в море недалеко от Сахалина. Погибло 269 человек. Самолет более чем на 500 километров отклонился от курса и вошел в закрытое воздушное пространство СССР, пролетев над рядом засекреченных военных объектов. Службы наземного слежения приняли его за американский самолет-разведчик РС-135, который находился в воздухе в то же время, и в какой-то момент его курс пересекся с курсом Боинга настолько, что их метки на экранах радаров слились в одну точку. На лайнер неоднократно передавались сообщения о нарушении границ воздушного пространства СССР, однако реакции не последовало. Согласно расследованию, проведённому Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), наиболее вероятной причиной отклонения от маршрута полёта было то, что пилоты неправильно настроили автопилот и затем не выполняли надлежащих проверок для уточнения текущих координат. Однако в этой истории по-прежнему остается много неясных моментов, некоторые материалы дела до сих пор засекречены.

4 октября 2001 года над Черным морем в ходе учений украинских военных зенитной ракетой С-200 был непреднамеренно сбит Ту-154М российской авиакомпании «Сибирь», летевший из Тель-Авива в Новосибирск. К такому заключению пришла комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК). В результате этой катастрофы погибло 78 человек. Однако Украина своей вины официально не признала, и считает ее недоказанной, поскольку останки самолета и «черные ящики» так и не были найдены. В качестве альтернативной версии украинская сторона выдвигает теракт.

Крушение "Боинга". ФОТО. Видео. Свидетельства очевидцев

Выбор читателей