Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Фото: Globallookpress/Alexander Ermochenko © |
"На базе этого документа будет выработана "дорожная карта" и шаг за шагом будут разработаны все 12 шагов. В этом протоколе 12 практических шагов, чтобы установить мир и стабильность в части Донецкой и Луганской областей, уважая суверенитет и территориальную независимость Украины. Это базовые положения для решения кризиса на востоке Украины", - сообщают "Ведомости" со ссылкой на президента Украины Петра Порошенко.
Также, по словам президента, Киев предоставит "амнистию всем тем, кто включен в мирный план". Порошенко указал на то, что Украина готова сделать шаги по децентрализации власти в некоторых районах Донбасса и Луганской области, предоставив им экономическую свободу с соблюдением культурных традиций национальных меньшинств. Президент подчеркнул, что реализуемый мирный план, базирующийся на территориальной целостности Украины.
Несмотря на подобные заявления, один из самых главных вопросов украинского противостояния, касающийся будущего статуса мятежных республик, на встрече контактной группы в Минске не поднимался. Одна из наиболее заинтересованных в этом деле сторон - представители ополчения - демонстративно заявили о том, что данный вопрос не обсуждался, так как главной темой встречи стало прекращение огня.
"У нас идут активные наступательные действия, и мы сейчас повсеместно прекратили огонь, сознательно остановили наступательную операцию. Обсуждение статуса не столь важно сейчас, важно остановить кровопролитие", - заявил по окончании заседания глава ДНР Александр Захарченко.
Суммируя предварительные итоги минской встречи, можно расценить их как политический успех всех задействованных сторон.
В наибольшем выигрыше, на данном этапе, оказался официальный Киев. Порошенко удалось достичь главного - избежать неизбежного военного поражения. С политической точки зрения, поражение в войне накануне выборов в Верховную раду привело бы к потере власти действующим президентом и коренному изменению политического ландшафта на Украине. Лишиться президентства Порошенко может и в нынешней ситуации, но в случае проигрыша в войне это было бы просто неизбежно.
Россия, в свою очередь, получает хороший шанс на ослабление экономического и политического давления со стороны Запада и возможную поэтапную отмену санкций.
Что касается выгод, полученных ДНР и ЛНР, то здесь уместнее говорить, прежде всего, о политических приобретениях. Власти республик могут расценивать результаты встречи как подтверждение своей военной победы, так и как собственную легализацию в международном плане.
Менее очевидной выглядит судьба самих жителей ДНР и ЛНР. Главное их приобретение состоит в прекращении обстрелов со стороны украинских силовиков. Также, судя по решениям минской встречи, их ждет гуманитарная помощь. При этом без ответа остаются вопросы их политического, экономического и социального статуса. Жители самопровозглашенных республик остаются один на один с разрушенными городами и инфраструктурой, а также изначально убыточной экономикой своих регионов.
Решить эти вопросы собственными силами ДНР и ЛНР не в состоянии. Обещанный им Порошенко особый статус может иметь и обратный эффект. Ссылаясь на него, находящаяся в глубоком кризисе Украина, может просто устраниться от решения экономических и социальных проблем Донбасса. Единственным источником ресурсов для жителей региона останутся гуманитарные каналы и внешняя помощь.
При отсутствии централизованной власти и наличии на руках у населения большого количества оружия, ДНР и ЛНР рискуют оказаться в положении Палестинской автономии со всеми вытекающими отсюда последствиями. Не решит проблемы и провозглашение ими полной независимости от Украины. Напротив, это еще больше ухудшит ситуацию в экономике новых независимых государств (или их возможного объединения в Новороссию). В этом случае они лишатся любой поддержки, субсидий и социальных выплат со стороны Украины.
Присоединение Новороссии к России по "крымскому сценарию" исключено по экономическим и политическим соображениям. В нынешних условиях Россия не имеет возможности интегрировать ее в собственное экономическое пространство. Это потребует формирования новой экономической стратегии, колоссальных финансовых вливаний, а главное - закрытия угольной отрасли, что чревато социально-политическими последствиями.
Впрочем, все подобного рода прогнозы являются сегодня преждевременными, так как статус самопровозглашенных республик по-прежнему неясен. Этот вопрос неизбежно встанет перед сторонами в самой ближайшей перспективе, и прогнозировать его решение пока нет никаких возможностей.
Очевидно, что Украина будет тянуть с ним, по крайней мере, до окончания выборов, тогда как лидеры самопровозглашенных республик, напротив, будут пытаться определиться с этим как можно быстрее. Учитывая, что у находящихся у власти в ДНР и ЛНР ополченческих структур нет единого мнения по этому вопросу, статус Новороссии будет оставаться поводом для возникновения новых конфликтов как на внутреннем, так и на внешнем уровне.
А это значит, что говорить о том, что пик противостояния между Россией и Украиной пройден, по крайней мере, преждевременно.
Противник целился в мирные соцобъекты