За санкции заплатят россияне

Положительный эффект от предлагаемых ответных мер на западные санкции вряд ли будет значительным. Потребителям, напротив, следует готовиться к тому, что продукция будет стоить дороже при возможно менее высоком уровне качества


Фото: globallookpress/Sebastian Kahnert ©



Асимметричные меры, похоже, становятся единственной возможностью ответа российской стороны на вводимые Западом санкции. Вслед за продовольственным эмбарго, уже приведшим к росту потребительских цен, ответом на новый пакет санкций может стать очередной набор запретительных мер.

Как заявил в кулуарах Самарского экономического форума помощник президента РФ Андрей Белоусов, российские власти уже подготовили второй пакет ответных мер на санкции Запада. На этот раз ограничения могут коснуться импорта автомобилей и некоторых товаров легкой промышленности. "У нас есть целый ряд несельскохозяйственных продуктов, где наши, прежде всего - европейские, партнеры больше зависят от России, чем Россия от них. Это касается, например, завоза автомобилей, прежде всего - подержанных автомобилей, это касается некоторых видов товаров легкой промышленности, где мы уже сами можем производить. Не всех, некоторых видов одежды", - пояснил Белоусов.

По словам помощника президента, ответ на санкции должен быть таким, чтобы не навредить, а поддержать отечественных производителей и потребителей. По его словам, Минэкономразвития уже подготовило перечень товаров, ввоз которых может попасть под запрет.

В том, что данное предложение будет реализовано, сомнений практически не остается. При этом причиной данных мер могут стать не столько сами санкции и необходимость ответа на них, сколько назревшая потребность в импортозамещении. По итогам прошлого года объем импорта в Россию составил более $300 млрд, то есть именно такая сумма покинула пределы страны.

В условиях стремительно развивающегося экономического кризиса, санкций, падения цен на нефть и геополитической неопределенности государство более не в состоянии мириться со столь значительным оттоком средств. Поэтому, озвученные ограничения импорта вряд ли будут последними. Очевидно, что государство взяло курс на решение экономических проблем посредством снижения аппетитов и затягивания поясов, причем снижать и затягивать будет исключительно население.

Главный вопрос заключается в том, ударят ли эти меры по отечественному потребителю, помогут ли производителю, и не окажутся ли напрасными принесенные жертвы.

Возможное введение автомобильного эмбарго в условиях заметного падения продаж новых автомобилей вряд ли существенно изменит ситуацию на рынке. Основные западные производители давно локализовали свои производства на территории России. Их эмбарго, скорее всего не коснется. Никто не станет закрывать предприятия, на которых трудятся тысячи россиян. С рынка уйдут лишь редкие и эксклюзивные модели, а также ряд моделей премиум-класса не производимых в России.

Поставки машин из стран Азии, которых эмбарго не коснется, не изменятся, а возможно, даже увеличатся, дабы заполнить освободившиеся ниши.

Довольно странно звучат слова Белоусова относительно подержанных машин. Сегодня они завозятся в страну в небольших количествах и преимущественно в индивидуальном порядке для личного пользования. Как, в этом случае, они могут быть подведены под эмбарго – не известно.

В чем сомневаться совсем не приходится, так это в том, что ожидаемые изменения приведут к росту цен на все автомобили. Как показывает российская практика, освобождение даже небольшой рыночной ниши, даже в условиях снижения продаж, ведет не к резкому увеличению производства другими игроками, а к повышению цен на уже имеющуюся на рынке продукцию. В российских условиях это наиболее быстрый способ сохранить или даже повысить уровень дохода.

Все то же самое ждет и рынок товаров легкой промышленности. Доля изделий произведенных в Европе и США на нем сравнительно невелика. Более того, большинство известных западных брендов производит свою продукцию в азиатских странах или даже в самой России.

Как и в случае с автомобилями, единственным следствием эмбарго здесь станет незначительное снижение ассортимента в премиальном сегменте и повышение средних цен.

Не менее важным остается вопрос, как все это скажется на отечественном производителе и выведет ли это его на новый качественный уровень.

Скорее всего, ждать какого-то прорыва в данной сфере бессмысленно. Как показывает последняя практика, лишившись конкуренции со стороны Запада, многие отечественные компании заявляют о готовности заполнить рынок своей продукцией и… начинают требовать от государства финансовой поддержки.

Заполнить освободившиеся ниши (по прошествии какого-то времени), смогут лишь те из российских производителей, кто ранее работал в кооперации с иностранными производителями и получил от них в качестве инвестиций современные оборудование и технологии. Перспективы развития производства с использованием отечественных технологий достаточно туманны. Отечественный потребитель уже успел привыкнуть к определенному уровню качества, достичь которого можно при наличии современных технологий и высокой культуры производства. Для достижения всего этого Западу потребовались десятилетия, которых у российских производителей не было и нет.

Таким образом, положительный эффект от предлагаемых ответных мер на западные санкции вряд ли будет значительным. Сомнительно, что они помогут раскрутить маховик импортозамещения, как это было в 1998 - 1999 годах. Все наиболее успешные и конкурентоспособные производства все равно будут привязаны к иностранным технологиям, оборудованию, комплектующим, а зачастую и сырью. В противном случае производителям придется перейти к созданию продукции гораздо более низкого уровня качества. Хотя, в какой-то мере, это также возможно.

Что касается потребителя, то ему следует готовиться к тому, что попадающая под эмбарго продукция будет стоить дороже при возможно менее высоком уровне качества.

Выбор читателей