Ученье - свет и прибавка к зарплате

Дополнительное профессиональное образование повышает зарплату обученного сотрудника в среднем на 8,3%, что косвенно говорит о росте его производительности труда. Но большинство компаний не спешат вкладывать средства в обучение


ФОТО: AP



Дополнительное профессиональное образование повышает зарплату обученного сотрудника в среднем на 8,3%. Косвенно это свидетельствует о пропорциональном увеличении его производительности труда, говорится в исследовании, опубликованном на портале ВШЭ. Но российские компании вовсе не спешат вкладывать средства в повышение квалификации всех своих работников. Хотя большинство владельцев предприятий - от 50% до 70% - и проводят обучение персонала, распространяется этот бонус лишь на ограниченную часть "избранных", не более 10 - 20% трудящихся. К этой категории счастливчиков, как правило, относится менеджмент среднего и высшего звена и особо ценные для компании специалисты, чья квалификация и так уже достаточно высока.

Охотнее других обучают сотрудников инновационные, растущие, развивающиеся предприятия, которые предъявляют высокие требования к уровню знаний и компетенций, а также компании в тех в тех сферах, где регулярное повышение квалификации обусловлено самой спецификой работы. Наиболее высокий показатель демонстрируют фирмы, занимающиеся финансовой деятельностью, - 24,5% обученных сотрудников. К этому обязывает, в частности, постоянное изменение законов и всевозможных подзаконных актов. Предприятия, основным видом деятельности которых является добыча полезных ископаемых, обрабатывающая промышленность и производство и распределение газа и воды, обучают 22 - 23% своих сотрудников. А наименьшая доля обученных - около 4% - в сельском хозяйстве и рыболовстве.

"Объемы обучения сотрудников на предприятии напрямую связаны с уровнем инвестиций, направляемых на развитие персонала. Чем больше инвестиции, тем, скорее всего, больше обученных или выше качество обучения на предприятии", - говорится в исследовании. При этом отмечается такой парадокс: в крупных и средних компаниях, которые традиционно имеют больше возможностей вкладывать в обучение работников, доля обученных за счет средств работодателей сотрудников составляет всего 10 - 15%. Для сравнения: в странах ОЭСР такой показатель в среднем 35 - 40%, а в Швейцарии достигает 60%.

Видимо, российская специфика отличается тем, что на крупных и средних предприятиях и зарплаты обычно повыше, и этого вполне достаточно для удержания рядового персонала, тогда как небольшим компаниям приходится искать дополнительную мотивацию практически для каждого сотрудника.

Несмотря на то что работодатели мало обучают своих работников, существует высокая отдача от обучения. При этом в бюджетном секторе она ниже, чем в частном - 5,14% против 9,75%. "В приросте заработной платы (и, соответственно, в приросте производительности труда) работника состоит прямая выгода от обучения как для работников, так и для предприятий. В конечном счете работодатель получает ренту от инвестиций в человеческий капитал", - делает вывод автор исследования.

Почему же при всем при этом компании не спешат вкладывать в столь выгодное дело? Ответ прост: боятся. При том уровне базовой профподготовки, который ныне существует в стране, дополнительное образование сотрудника повышает его ценность не только в глазах родной компании, но и на рынке в целом. И логика тут очевидна: "Мы его обучим, а он сразу попросит "золотые горы" или уйдет к конкурентам". И надо заметить, она не лишена оснований. И поэтому бывает, что компании, направляя работника на обучение, заключают специальный договор о том, что после человек обязан отработать определенное время.

С другой стороны, для российской экономики, а, следовательно, и рынка труда, наступают нелегкие времена. Именно в таких условиях эксперты настойчиво советуют гражданам получать дополнительное образование и повышать уровень своей квалификации. Это поможет удержаться на текущем месте работы и повысит шансы на быстрый поиск новой работы, если увольнение все же случится. И если работодатель не спешит платить за обучение, придется вспомнить о том, что зачастую спасение утопающих - дело рук самих утопающих.

Выбор читателей