Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: globallookpress |
Проблема существовала всегда. Подобно рыбному браконьерству на Сахалине, она тесно связана с социальным аспектом, когда людям больше некуда идти и нечем заниматься. Целыми семьями они с лопатами выезжают на берег Балтийского моря покопать: ищут янтарь для себя, на сувениры знакомым, глядишь, и продать что-нибудь получится. Но в последнее время ситуация заметно ухудшилась.
Экологи отмечают, что незаконная добыча янтаря продолжается в гораздо больших масштабах, чем два года и год назад. И речь уже идет не о мелком "семейном бизнесе". Среди современных "черных копателей" особо выделяются хорошо организованные и охраняемые группы, с серьезным оборудованием и полным отсутствием стыда и страха. Солнечный камень они добывают практически в промышленных масштабах, вгрызаясь в землю на девять и более метров.
"Когда мы приехали первый раз, копали везде, - рассказал председатель правления "Зеленого патруля" Андрей Нагибин. - Работали и люди, и тяжелая техника, и помпы. Приехали в прошлом году - снова увидели нелицеприятную ситуацию. Тогда мы обратились в профильные контролирующие организации, нам пообещали, что с этой ситуацией разберутся. Был достаточно серьезный переполох в области. Накануне новой поездки нас успокоили, сказали, что все хорошо, уже проходит рекультивация и т.д. В прошлом году люди прятали от нас лица, прекращали работу. И вот мы выехали сейчас. Копают днем, совершенно не прячась, десятки людей. Разрушенные ими пляжи и сельскохозяйственные земли никем не восстанавливаются. И это уже не просто нарушение природоохранного законодательства, а разграбление российских недр".
Экологический ущерб сельскохозяйственным землям Калининградской области от деятельности "черных копателей" эксперты "Зеленого патруля" оценивают в сумму от 250 до 400 млн рублей. На находящихся под их трехлетним мониторингом пляжах Светлогорского района и сельскохозяйственных землях Зеленоградского района общей площадью более 1 тыс. га не восстановлено после "черных копателей" ни одного гектара.
По словам директора природоохранных программ "Зеленого патруля" Романа Пукалова, природные ландшафты заповедного региона выглядят гораздо хуже, чем лунные: даже там кратеры встречаются не так часто, как воронки на балтийском берегу, образованные применением водяных помп (ими вымывают янтарь из голубой глины), которые буквально на каждом метре. "По берегу не пройтись – он весь в ямах", - уверяет он.
Черные копатели, не таясь, работают в непосредственной близости от областного аэропорта и охраняемых военных объектов. За день группа из трех человек при добыче янтаря крупной фракции (размером с кулак и больше) может "нарыть" примерно 1 млн руб., отмечает Пукалов. "Представляете, какой черный рынок там процветает?" - задается он риторическим вопросом.
Свое мнение о масштабах черного рынка имеет эксперт "Зеленого патруля" в области янтарной промышленности Илья Воронин. По его оценкам, только 3% от финансовых потоков лежит в легальной плоскости, а 97% - в плоскости нелегальной и теневой. "Даже для сегодняшней России, с ее уровнем коррупции, это явный перебор", - констатирует он.
Отпускные цены калининградского янтарного комбината - единственного официального предприятия отрасли - в десятки раз меньше реальных рыночных цен, поясняет Воронин. Добыча компании на данный момент - 300 тонн в год, выручка - 1 млрд рублей. С нее и платятся налоги. Но реальная рыночная стоимость этого янтаря - чуть менее $300 миллионов.
Нелегальная добыча, даже по скромным оценкам правоохранительных органов, - не меньше 100 тонн в год. Однако в деньгах это более $200 млн, поскольку "черные копатели" добывают только янтарь крупной и средней фракции, цена которого гораздо выше. Таким образом, в реальных ценах общий объем отрасли - более $500 миллионов. По курсу на 15.12.2014 г. это 30 млрд руб, из которых 29 млрд находятся в теневом секторе.
Это все - результат ручного управления янтарной отраслью, а также невыполнения поручения президента РФ о разработке стратегии янтарной отрасли, которое было дано в 2012 г. со сроком исполнения в марте 2013 года, считает Воронин. "Сейчас 2014 год подходит к концу, и никакая янтарная стратегия не разработана и не принята", - сетует он.
Еще одна проблема: правовая неопределенность янтаря. Он не попадает под действие закона об обороте драгоценных камней, поскольку таковым не является, и незаконная добыча янтаря была выведена из Уголовного кодекса еще в 1996 году. Поэтому его переход из рук в руки надзорными органами не фиксируется и не отслеживается. Так что "черным копателям" грозит лишь административная ответственность. Правда, особо наглых все же можно подвести под статью: любое внедрение в недра на глубину свыше 5 м определяется, как их незаконное использование при отсутствии лицензии и попадает под уголовное законодательство. Однако до сих пор ни одного уголовного дела на таких "старателей" не заведено.
В "Зеленом патруле" считают, что проблема уже вышла за рамки региона и решать ее надо на федеральном уровне. Экологи организации обратились с жалобами в Генеральную прокуратуру и Росприроднадзор по поводу незаконной добычи янтаря в Зеленоградском и Светлогорском районах Калининградской области, сопроводив их фотографиями и подписями свидетелей. В случае непринятия мер "Зеленый патруль" намерен обратиться в Контрольно-ревизионное управление администрации президента РФ.
Ситуация в зоне СВО остается напряженной