Авторынок входит в кризис

Ассоциация европейского бизнеса ожидает спад продаж новых легковых и легких коммерческих авто в России в 2015 году на 24,2%. Несмотря на столь печальные прогнозы, практически все производители повысили цены на свою продукцию


ФОТО: Klaus Ohlenschlager/globallookpress.com



По оценкам Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в 2014 г. сократились на 10,3% - до 2,49 млн единиц, сообщил в четверг, 15 января, глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. Падение могло быть и более существенным, если бы не "черный вторник", который спровоцировал резкий всплеск спроса на дорогие товары - от бытовой техники до машин. Декабрь стал единственным месяцем, когда был зафиксирована положительная динамика - рост на 2,4% до 270,6 тысячи машин.

Но за такой "подарок" придется расплачиваться в этом году: смещение отложенного спроса на конец 2014 года создаст провал продаж, полагают в АЕБ. Добавят негатива общая слабость экономики и высокие процентные ставки по кредитам, в результате чего доля кредитных продаж может упасть ниже 20%. "У нас будет кризис. Вопрос в том, насколько он будет глубоким и продолжительным", - предупредил господин Шрайбер. Пока ассоциация прогнозирует падение рынка на 24,2% или 600 тысяч единиц автомобилей – до 1,89 миллиона единиц.

Несмотря на столь печальные прогнозы, практически все производители повысили цены на свою продукцию. Об этом уже официально объявили Toyota (на 20%), Honda (на 25%), BMW (на 10%). Новые "Инфинити" и "Лексус" обходятся покупателю на 5% дороже. Renault изменила стоимость самых популярных моделей - "Логан", "Сандеро" и "дастер", увеличив цены на 10 - 13 тыс. рублей. Ожидается, что Mercedes-Benz и Audi объявят новые цифры в январе 2015 г., сообщает РБК.

Не отстают и отечественные автогиганты. О повышении цен с 15 января на 9% объявил АвтоВАЗ. Правда, касается это только машин, которые сойдут с конвейера уже в текущем году. Прошлогодние будут распроданы по старым ценам. В декабре на складах компании оставалось порядка 20 тыс. единиц продукции.

При этом автомобили "Лада" январской сборки дилерам придется приобретать по предоплате, говорится в письме, которое АвтоВАЗ разослал продавцам в конце декабря, пишут в четверг, 15 января, "Ведомости". Предоплата страхует производителей от финансовых, в том числе валютных, рисков, но сокращает продажи, отмечают эксперты. Дилеры тоже не хотят рисковать, да и возможности выкупить сразу столько машин у них ограничены.

Между тем на фоне подорожания иномарок, даже с повышением собственной цены, у АвтоВАЗа есть хорошие шансы укрепить свои позиции на рынке, полагают аналитики. Сам АвтоВАЗ рассчитывает в 2015 г. выпустить 670 тыс. машин, что в 1,8 раза превышает показатель прошлого года. По предварительным данным, в 2014 г. продажи могли составить около 375 тыс. автомобилей. Вместе с тем этот показатель все же ниже запланированного ранее.

"В начале года мы планировали продать примерно 450 тысяч", - признался президент АвтоВАЗа Бу Андерссон в интервью газете "КоммерсантЪ". Он прогнозирует, что по итогам 2014 г. рынок упадет на 15%, а продажи "Лады" - на 10%. "Но в 2015 году выйдем на прибыль. Мы всегда можем подстроиться под меняющийся рынок благодаря системе предзаказов, на которую мы перешли в сентябре", - не теряет оптимизма глава АвтоВАЗа. По его словам, 2015 г. будет сложным, однако АвтоВАЗ намерен поднять долю рынка до 20% и заработать 3% или как минимум 1,5% операционной маржи.

Выбор читателей