Авторынок устремился на дно

Автомобильный рынок продолжает бороться с кризисом, который накрыл отрасль одной из первых. Сообщения о приостановке заводов и планируемых сокращениях персонала поступают едва ли не каждый день


ФОТО: ИТАР-ТАСС/ Юрий Смитюк



Автомобильный рынок продолжает бороться с кризисом, который накрыл отрасль одной из первых. Затяжные корпоративные отпуска, приостановки выпуска, планы по сокращению штата - новости с машиностроительных заводов приходят, как сводки с фронта.

С 16 февраля по 6 марта московский автозавод Renault ("Рено Россия") планирует приостановить выпуск машин на две - три недели, пишет в среду, 11 февраля, газета "Ведомости". Основная причина - неполная загрузка из-за продолжающегося падения рынка, а также переноса в 2014 г. производства части моделей на АвтоВАЗ.

С 11 февраля приостановлено и производство грузовиков "Рено", а также "Вольво", на заводе Volvo Group в Калуге, сообщил сегодня РИА "Новости" руководитель пресс-службы Volvo Group Trucks в России Олег Васильченко. Как долго будут пустовать цеха, зависит от дальнейшего развития ситуации. А пока компания готовится вынужденному сокращению работников калужского завода на 30%, о чем сообщалось еще на прошлой неделе. Объяснения все те же - неблагоприятная рыночная ситуация и падение спроса.

Ранее о приостановке производства на своем петербургском заводе с 23 марта по 15 мая объявила General Motors. Сообщалось также о возможной приостановке производства на петербургском заводе Nissan. Ford Sollers рассматривает возможность приостановки конвейера в Набережных Челнах на три недели и во Всеволожске на два месяца. Последний в апреле 2014 г. перешел на односменный режим работы.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в январе 2015 г. сократились на 24,4%. Правда, в определенной степени спад продаж объясняется декабрьским ажиотажем, в результате многие граждане, планировавшие купить автомобиль в ближайшее время, успешно реализовали это намерение. Кроме того, почти все машины 2014 г. выпуска были распроданы, а новые пришли по новым ценам - более высоким, чем ожидалось.

"Если в декабре у многих производителей была веселая вечеринка, то в январе, как следствие, наступило горькое похмелье", - пояснил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. Но в любом случае скорого восстановления спроса до былых уровней никто не ждет.

Согласно прогнозу PricewaterhouseCoopers (PwC), в этом году продажи новых легковых автомобилей без учета легких коммерческих достигнут своего дна, после чего начнут "всплывать". В 2015 г. аудитор ожидает снижения на 35% - до 1,52 млн штук относительно результата 2014 года. В 2016 г. продажи подрастут на 6,7% - до 1,6 млн машин. Это примерно столько же, сколько россияне купили в 2005 г. и в кризисном 2009 году. На уровень прошлогодних продаж - 2,3 млн - рынок вернется только в 2018 г., а к максимальным историческим значениям 2008-го и 2012 г. (2,8 млн) - в 2020 году.

В 2014 г., по оценке PwC, продажи автомобилей снизились на 10% - до 2,34 млн штук. При этом в денежном выражении рынок сократился еще сильнее - на 16%, до $58,2 миллиарда. Расхождение произошло из-за того, что не все производители корректировали цены синхронно с изменением курсов валют, пояснил РБК Сергей Литвиненко, директор автомобильной практики PwC.

В АЕБ настроены более оптимистично и прогнозируют падение рынка легковых и легких коммерческих авто в 2015 г. на 24%: по версии ассоциации, будет продано не более 1,9 млн машин.

Выбор читателей