Россияне уходят в онлайн

Обнародовано исследование, развенчивающее миф о том, что Россия - страна исключительно наличных денег. За год доля активных пользователей интернета, совершивших онлайн-оплату товаров и услуг, выросла с 50% до 63%

Электронная коммерция завоевывает Россию: за год доля активных пользователей интернета, совершивших онлайн-оплату товаров и услуг, выросла с 50% до 63%. С 41% до 55% увеличилось число онлайн-покупок в российских интернет-магазинах, с 18% до 31% - в зарубежных. Переводят деньги через интернет теперь 49% россиян против 32% в 2014 г., приобретают что-либо через доски объявлений 28% против 20%. При этом каждый второй хотя бы однажды осуществил подобный платеж с мобильного устройства, свидетельствуют результаты совместного исследования PayPal и Data Insight.

Под активной аудиторией интернета в данном случае подразумеваются граждане, использующие его не менее двух - трех лет и выходящие в Сеть не реже одного раза в день. Они составляют порядка 80% от общего числа российских пользователей интернета (80 миллионов), то есть примерно 60 - 65 миллионов человек, почти половина всего населения страны, пояснили представители компании на презентации исследования.

В нынешних кризисных условиях e-commerce чувствует себя гораздо лучше традиционного ретейла, уверяет глава PayPal в России Владимир Малюгин. Если для розницы по итогам текущего года прогнозируется падение примерно на 20%, то в онлайн-торговле материальными товарами (не учитывается цифровой контент, билеты и т.д.), наоборот, ожидается рост около 40% - до 750 млрд руб. с прошлогодних 520 миллиардов. Правда, с учетом девальвации национальной валюты в долларовом выражении объемы останутся прежними.

"Конечно, хотелось бы большего, - признается Малюгин, - но и это уже хорошо: лучше, чем ретейл и экономика в целом". По его мнению, результаты исследования способствуют окончательному развенчанию мифа о том, что Россия - страна исключительно наличных денег.

Только 5% респондентов держат все свои деньги на текущие расходы в наличном виде. А 72% осуществляли очередное пополнение баланса своего мобильного телефона, используя безналичную оплату (в Москве и Санкт-Петербурге - 74%, среди жителей небольших российских городов с населением до 400 тысяч человек - 69%). Коммунальные услуги, не используя наличные, оплачивали 61%. По 57% опрошенных, плативших в Сети, имеют счета более чем в одной электронной платежной системе и используют для онлайн-платежей более одной банковской карты.

Сама география России благоприятствует развитию финансовых расчетов через интернет. Доля активных онлайн-пользователей, живущих более чем в 10 км от ближайшего банка, составляет 7%, 3% такое же расстояние отделяет даже от ближайшего банкомата. У 14% респондентов отсутствуют какие-либо банкоматы в радиусе 1 км от дома, у 31% отсутствуют отделения своего банка рядом с домом.

В среднем пользователи интернета тратят по 35 часов в год на посещение банка или использование банкомата. Причем, эти цифры называли сами респонденты. В реальности они выше, поскольку люди неосознанно всегда занижают время, которое они тратят на какие-либо действия, поясняют авторы исследования.

Кстати, о времени. Его экономия, а также удобство - ключевой фактор роста популярности электронной коммерции. Данный показатель на первое место поставили 39% респондентов (на 9% больше, чем годом ранее). На втором - экономия денег (25%, столько же было в 2014 году). А вот полнота информации, удобство выбора и возможность найти в интернете редкие товары отходят на второй план.

Стремление к удобству проявляется и в росте популярности мобильных устройств. Все чаще онлайн-покупки совершаются буквально "на ходу": в торговых и развлекательных центрах, кафе, в очередях и в пробках, в путешествиях. Этому способствует и такая яркая отличительная черта россиян, как склонность к импульсивным покупкам, которой они подвержены в гораздо большей степени, чем жители западных стран. Причем это относится не только к различным приятным "мелочам", но и к достаточно серьезным крупным тратам.

В целом сегодня 39% респондентов ищут в Сети информацию о продуктах и осуществляют заказ и оплату онлайн вне дома, офиса или учебного заведения (в 2014 г. их было на 10% меньше). При этом 5% в принципе совершают онлайн-платежи только с планшета или смарфтона - чаще всего это молодежь в возрасте от 18 до 24 лет. Подавляющее большинство респондентов - 79% - считают, что в будущем мы зачастую будем в обычных магазинах расплачиваться с помощью мобильного устройства, а 77% полагают, что смартфон заменит даже банковские карты.

По словам Владимира Малюгина, постепенно стирается разница при использовании мобильных технологий между различными возрастными группами и жителями разных населенных пунктов (Москвы, Санкт-Петербурга, других крупных и небольших российских городов). "Россия прошла критическую точку в освоении электронной и мобильной коммерции. Вернуться к ситуации, когда люди оплачивают все наличными, практически невозможно", - резюмировал он.

Выбор читателей