Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
В пресс-центре "Парламентской газеты" первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов представил результаты первой "Независимой антикоррупционной экспертизы Единого государственного экзамена" (ЕГЭ).
Владимир Бурматов считает, что по результатам экспертизы "известным заместителем министра образования и другими чиновниками должны заинтересоваться правоохранительные органы, а также Счетная палата". Фамилии замминистра депутат не назвал, однако описал коррупционную схему, по которой работает заместитель министра: "Коммерческие услуги по подготовке к ЕГЭ - достаточно емкий рынок оказался. Он исчисляется сотнями миллионов рублей. Очень выгодный бизнес, аффилирован с действующими чиновниками Минобразования. Аффилированность является коррупционным признаком, она требует дополнительного расследования".
Как выяснилось в ходе экспертизы, подготовкой к ЕГЭ занимаются офшорные компании. "Они зарегистрированы за рубежом, платят там налоги и при этом учат наших детей! И их поддерживает замминистра образования, он открывает их мероприятия. На это стоит обратить внимание", - продолжил депутат.
Другие результаты экспертизы тоже впечатляют: за два года, сообщил Бурматов, расходы на ЕГЭ выросли в пять (!) раз: если два года назад на проведение ЕГЭ ушло 300 млн руб., то теперь уже свыше 1,6 млрд рублей. "Поэтому все больше вопросов возникает: может, деньги не очень эффективно тратятся? Похоже, что рост расходов связан не только с подорожанием бумаги, но и с ростом чьих-то аппетитов", - добавил Бурматов.
Львиную долю расходов составляет приобретение камер для видеонаблюдения. В прошлом году купили камеры. В этом неожиданно снова купили. "При этом, когда я езжу по регионам, то выясняется, что камеры на ЕГЭ используют те же самые, которые были приобретены еще на президентские выборы 2012 года", - констатировал депутат.
Несмотря на стремительное удорожание ЕГЭ, лучше оно не становится. Владимир Бурматов сослался на недавнее исследование "Левада-центра", согласно которому доверие к ЕГЭ достигло рекордно низкой оценки за все время его существования: "Когда внедрялся ЕГЭ, количество поддерживающих было больше, чем не поддерживающих". Теперь все наоборот.
В ходе антикоррупционной экспертизы была исследована также издательская деятельность, связанная с учебниками (так называемыми "решебниками") по ЕГЭ. "Для меня стало новостью, что, по договору, 30% от продаж возвращается автору, а авторами у нас выступают те же чиновники, - удивился Бурматов. - Сами пишем, сами одобряем, сами отдаем через подведомственные организации издательству - это тоже хороший бизнес!"
Как сказал Бурматов, "эти истории были и раньше известны, но я думал, что это отдельные случаи, а это, оказывается, у наших чиновников массовое увлечение!". В общей стоимости затрат на ЕГЭ из федерального бюджета после системы видеонаблюдения стоят "так называемые бесплатные наблюдатели", они же - "система мониторинга проведения ЕГЭ". На них в этом году потратили 90 миллионов.
Регионы на видеонаблюдение потратили 600 млн, больше всех в Волгоградской области - 33 млн руб., в Москве - 26 млн, в Кемеровской области и Башкирии - по 23 миллиона.
Были отмечены и новые закупки - в этом году Рособрнадзор придумал так называемые "глушилки", или блокираторы сотовой связи. Покупать их велели регионалам, а не федеральному центру. В итоге цены на "глушилки" заметно разошлись. Так, Чувашия потратила 8 млн, а Воронежская область смогла заглушить всю сотовую связь во время ЕГЭ всего за 47 тыс. рублей...
Немало вопросов в ходе экспертизы появилось к Федеральному институту педагогических измерений (ФИПИ), который ежегодно придумывает тесты для ЕГЭ: прибыль ФИПИ от издания "решебников" ежегодно исчисляется сотнями миллионов. При этом нет открытой процедуры выбора авторов и изданий, а ФИПИ в этой области является монополистом.
Каждый "решебник" должен получить одобрение Рособрнадзора, а в этом, считают эксперты, тоже есть коррупционный риск: среди авторов уже были найдены родственники Рособрнадзора, сообщили на пресс-конференции.
Брюссель знает, чего хочет