Россию спасут собственные инженеры

Предприятиям сегодня нужны системные инженеры, способные спроектировать полный жизненный цикл тех систем и объектов, которые они создают

Российским предприятиям сегодня нужны системные инженеры, способные спроектировать полный жизненный цикл тех систем и объектов, которые они создают, считает эксперт по развитию инжиниринга в России, эксперт по развитию инжиниринга в России, директор производственной компании "ХАЛТЕК" Александр ХРАМОВ.

Фото: globallookpress.com

Россию спасут собственные инженеры

"Yтро.ru": Александр Владимирович, сегодня появляется все больше компаний, называющих себя инжиниринговыми. Это понятие сравнительно недавно вошло в российскую жизнь. Означает ли данный факт, что инженерная профессия возрождается на наших глазах?

Александр Храмов: Хотелось бы сказать "да", но, к сожалению, прямой связи между возникновением компаний и возвращением профессии инженера на былой профессиональный уровень нет. Инжиниринговых компаний, способных гарантировать устойчивое качество, на нашем рынке сегодня немного - во всяком случае, тех, что успели себя зарекомендовать. Что касается возрождения самой профессии, то этот процесс идет - Россия осознала ошибки 90-х, - но идет он не так быстро, как хотелось бы. Безусловно, мы видим, как меняются приоритеты 90-х и 2000-х: на рынке  избыток юристов, экономистов, психологов и недостаток людей технических специальностей. Однако осознание - это только полдела: чтобы вырастить новое поколение инженеров, нужны новые учебные программы, другие методики обучения, наконец - современное оборудование, на котором студенты будут проходить практику. А времени у нас не так уж и много: выйдя из нынешнего кризиса, страна должна будет занять какое-то место в мировой системе разделения труда – и это место должно быть не на задворках цивилизации.

"Y": Возвращаясь к инжиниринговым компаниям: поясните, пожалуйста, каков их функционал в России? Какие требования к ним предъявляются?

А.Х.: Те же требования, что и во всем мире. Эти структуры должны брать на себя задачи по проектированию, управлению строительством, внедрению новых технологий. Сегодня нужен системный инженер, который представляет, как устроен современный мир деятельности, и может на него влиять. Он должен не только уметь решать задачи по совершенствованию технических устройств, но и быть в состоянии спроектировать полный жизненный цикл тех систем и объектов, которые он создает. Однако специалистов, которые способны, например, спроектировать и построить современный завод, внедрить новые технологические линии, решив все технические проблемы, у нас немного.

"Y": И, тем не менее, они есть, а значит – есть и свои технологические решения. Как решались подобные задачи до появления отечественного инжиниринга?

А.Х.: До недавнего времени крупные российские предприятия предпочитали покупать оборудование в комплекте с установкой и обслуживанием «под ключ» за рубежом. На эти услуги уходило до 30% от стоимости самого оборудования. Сегодня же мы должны благодарить санкции за механизм импортозамещения: мы вынуждены создавать решения дома и у нас есть возможность оставить в России те самые 30%, которые раньше отдавались за импортный инжиниринг.

Y: Почему, на Ваш взгляд, Россия столь продолжительное время вынуждена была развивать свою промышленность за счет импортных решений?

А.Х.: Корни этого явления уходят в первые постсоветские годы, когда начала рушиться производственная система страны. Из традиционной, довольно жесткой связки советских времен «отраслевой НИИ или КБ - научно-производственное объединение - промышленность» пропало звено инжиниринга. За инжиниринг - то есть превращение «лабораторных» технологий в промышленные – отвечали, как раз, научно-производственные объединения. В них проводились научные исследования и разработки наряду с их освоением в производстве и выпуском продукции. В структуре этих объединений, как правило, были научно-исследовательские, проектно-конструкторские, технологические организации, опытные производства и промышленные предприятия. Таким образом, родившееся в НПО технологическое решение сразу же тестировалось и внедрялось в промышленное производство. Пропало это звено в 1990-е годы во многих отраслях, да и сама отраслевая наука начала постепенно отмирать. 

Y: Какова ситуация на сегодняшний день?

А.Х.: Сегодня, с одной стороны, мы столкнулись с тем, что отдельных талантливых разработок много, но в единую промышленную технологию они никак не выстраиваются. С другой стороны, нам выпал счастливый билет в виде импортозамещения: пожалуй, это пока единственный шанс восстановить некогда успешно функционировавшую цепочку, так как в условиях санкций остро встал вопрос  об открытии своих высокотехнологичных производств.

Выбор читателей