Медведев выслушал претензии ОНФ

Глава правительства РФ обсудил с представителями "Общероссийского народного фронта" механизмы ограничения дорогостоящих госзакупок, включая "золотые скрепки"

Премьер-министр Дмитрий Медведев встретился во вторник, 8 декабря, с активистами проекта "Общероссийского народного фронта" "За честные закупки". Тем самым он выполнил поручение президента РФ, лидера ОНФ Владимира Путина, данное им по итогам встречи с "фронтовиками", которая состоялась 27 ноября.

Встреча премьер-министра РФ Дмитрия Медведева с активом ОНФ. Фото: Александр Астафьев/пресс-служба правительства РФ/ ТАСС

Тогда активисты рассказали главе государства о проекте "За честные закупки", в рамках которого был составлен антирейтинг расточительности, в который вошли самые дорогие и необоснованные госзакупки чиновников разных уровней и госкорпораций. Президенту представили целый доклад о подобных тратах и прочих "грехах" госслужащих, в том числе коррупционных.

Эти вопросы ОНФ вынес сегодня и для серьезного разговора с премьером.

"Те вопросы, которые мы обсуждали на встрече с лидером движения (Владимиром Путиным - ред. "Утро") 27 ноября, мы будем их обсуждать с председателем правительства. Это и особые экономические зоны, и тема нормирования, и банк проектов строительства социальных объектов, и ремонтные работы", - анонсировал повестку встречи сопредседатель центрального штаба ОНФ Александр Бречалов.

К его словам руководитель проекта "За честные закупки" Антон Гетта добавил, что "все затронутые темы – системные вопросы, которые повлияют на всю отрасль госзаказа. Это нормирование расходов чиновников на осуществление служебной деятельности, реализация ФЦП по охране озера Байкал, контроль качества выполнения дорожных и реконструкционных работ, использование типовых проектов при строительстве соцобъектов, проблемы развития особых экономических зон и ряд других вопросов".

Медведев отметил полезность такого мероприятия.

"Я думаю, что это хорошая идея, с учетом того, что у вас уже накопился богатый опыт экспертных оценок, выводов, суждений по наиболее актуальным проблемам нашей жизни и экономики, и социальной сферы", - подчеркнул он.

В центре обсуждения сразу оказался именно антирейтинг расточительности, точнее, необоснованно дорогие, и зачастую, бесполезные госзакупки, которые были выявлены активистами ОНФ в ходе мониторинга.

Как рассказал Медведеву Гетта, "фронтовики" с момента начала работы контрактной системы два года назад стали отслеживать, "как отдельно взятые чиновники позволяют себе закупки, роскошь и расточительство госсредств. Данные мониторинга о закупках, которые признаются неэффективными, сводятся ежеквартально в индекс расточительства".

При этом руководитель проекта "За честные закупки" отметил ряд тенденций, зафиксированных активистами.

Так, по его словам, чиновники после попадания в этот антирейтинг отменяют подобные госзакупки, но при этом пытаются хитрить, изворачиваться. "Хитрить у них получается, потому что в том же постановлении о нормировании закупок для федерального уровня записано, допустим, сколько может стоить машина для федерального госслужащего - не дороже 2 млн рублей. Но ничего не сказано про аренду таких машин. У нас есть случаи, когда отдельные ведомства арендуют и платят больше 8 млн руб за 2 года за аренду, даже без водителя. Мы считаем, что нужно как можно скорее эти постановления дополнить нормой про аренду, лизинг и другие виды владения товаром", - призвал Гетта главу правительства. Кроме того, по его словам, сильно ограничен список госзакупок, по которым установлены ценовые ограничения, пока в нем только четыре позиции - машины, сотовые телефоны и два вида мебели. При этом список товаров, которые приобретают чиновники по госконтрактам, огромен. Нужно как можно скорее его расширить, считает активист ОНФ.

Помимо этого, он предложил Медведеву распространить нормирование госзакупок и на госкомпании, поскольку, по его словам, именно они сегодня в лидерах антирейтинга расточительности. Это, по мнению "фронтовика", "позволит стране сэкономить миллиарды рублей".

"Мы сможем сконцентрироваться на более серьезных вещах: выявление серых схем, борьба с коррупцией", - подчеркнул Гетта.

Признав, что в России "пока не хватает общей культуры такого рода деятельности", и отметив ценность вносимых ОНФ инициатив, премьер-министр РФ заметил: "Тема, которую вы затронули, она резонансная, потому что она видна. В отличие от многих других вещей, которые на поверхности не плавают, и где коррупционный ресурс еще выше, там труднее определить нарушения. Закупка дорогостоящих видов техники или мебели, это всегда видно, всегда легко выявить. И в этом смысле, наверное, сама по себе идея нормирования является абсолютно правильной", - сказал Медведев на встрече с активистами ОНФ.

При этом, введение для госкомпаний нормирования, которое он признал актуальным для госчиновников, глава кабмина РФ не поддержал, пояснив, что госкомпании - это все же коммерческие структуры, поэтому, напрямую диктовать им из правительства, что закупать, как это было в советские времена, все же неправильно. Он заверил, что правительству небезразличны их траты и предложил решить проблему иначе: через представителей государства в советах директоров госкомпаний обсудить и принять внутренние правила по предельной стоимости приобретений, в том числе автомобилей и техники, "сообразуясь и с уровнем внутреннего потребления, культуры, ну и, конечно, просто с разумностью".

В том же, что касается госчиновников, введение нормативов для них Медведев признал разумным, рациональным и предложил "фронтовикам" обсудить, какие конкретно объекты и в каком объеме должны подпадать под регулирование. "Естественно, мы не должны перечислять все, включая скрепки, хотя потенциально можно и скрепки золотые купить, но с другой стороны, это должны быть весомые, серьезные вещи", - отметил глава правительства.

В пример он привел другие страны.  "Там такие нормы отсутствуют, но дорогие вещи там не покупают не из-за этого, не потому что там есть запрет, а просто потому, что там считают неприличным это делать. Если ты - государственный служащий, то ты понимаешь, что есть определенные границы, в рамках которых ты можешь тратить государственные средства. Если есть легальный источник дохода, то пожалуйста, покупай себе все, что угодно. А вот государственные средства не принято таким образом тратить", - сказал премьер-министр.

 

Читайте также

Выбор читателей