Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
В условиях эмбарго на поставки продовольствия и рыбопродукции из Европы отечественные рыбопромышленники получили возможность улучшить свои позиции на внутреннем рынке. В текущем году объем вылова увеличился на 6%, вырос не только объем поставок рыбы на берег, но и объем экспортных операций. Однако Россия по-прежнему не входит в первую пятерку в глобальном зачете, несмотря на амбиции, заявленные на высоком правительственном уровне - выйти на второе место в мире по объему добычи водных биологических ресурсов.
Лов кеты в Приморском крае. Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
Для этого, как говорят правительственные мужи, все есть. Взять, к примеру, рынок минтая, являющегося крупнейшим объектом российского рыбного экспорта. Общемировой вылов минтая составляет примерно 3,3 млн т в год, а самые большие объемы вылова приходятся на исключительную экономическую зону РФ на Дальнем Востоке - 48%. Для сравнения, промысел США составляет 38% общемирового вылова минтая, а вылов Японии - всего 7%. Получается, что в России добывается практически половина всего минтая в мире. Однако не все знают наших "героев", добывающих "львиную долю" мировых запасов ВБР.
Кто же делит "большой рыбный пирог" Дальнего Востока с начинкой из минтая, сельди, трески и других рыбных богатств?
На первое место выходит ЗАО "Гидрострой", созданное в 1991 г. сахалинским сенатором Александром Верховским и отлавливающая около 400 тыс. т рыбы. Флот компании насчитывает 36 рыболовецких судов, финансовые показатели в открытом доступе отсутствуют, но с учетом всей принадлежащей компании инфраструктуры - от рыбоперерабатывающих комплексов до рыбоводных ферм, это очень и очень большие числа.
Коллеги из "Ведомостей", произведя расчеты, отдали первенство "киту" рыбодобычи на Севере и Дальнем Востоке Виталию Орлову - бывшему выпускнику мурманской мореходки, которому удалось создать холдинг с годовой выручкой в $500 - 600 млн и общей квотой в больше 350 тыс. т, но по нашим подсчетам (если брать суммарно и промышленную и прибрежную квоту), на первом месте все-таки "Гидрострой".
Итак, ГК "Карат", которым владеет упомянутый ранее Виталий Орлов, занимает почетное второе место. Флот "Карата" на сегодняшний день представлен 44 рыболовецкими судами различных типов. Ежегодный объем квот Группы "Карат" составляет более 350 тыс. тонн.
В середине списка новичок "Русская рыбопромышленная компания", которая за несколько последних лет приобрела целый ряд дальневосточных компаний - ОАО "Турниф", "Интрарос", "Совгаваньрыба" и "Востокрыбпром", а вместе с ними и квоту на добычу ВБР в размере 256 тыс. т, включая 220 тыс. т минтая и 23 тыс. т тихоокеанской сельди. Флот компании насчитывает 11 судов, а выручка в 2014 году - $218 миллионов.
Напомним, что именно РРПК - одна из немногих, пересчитать можно по пальцам, дальневосточных компаний, открыто вступавшая накануне октябрьского Госсовета «по рыбе» в поддержку предлагаемых Росрыболовством реформ отрасли, включая «квоты господдержки». Как показала история, именно предложения Росрыболовства получили поддержку на Госсовете и президента, и присутствовавших там дальневосточных губернаторов.
После этого заседания "государственный подход" к рыбодобыче сразу же, на удивление быстро, обрел многочисленных сторонников в отрасли. Но это и к лучшему: если госорганы не станут затягивать с выполнением президентских поручений, вскоре дальневосточники смогут, при активной поддержке государства, пополнить свои флоты новыми российскими судами.
Четвертое место в топ-5 российских рыбодобытчиков занимает ОАО "Океанрыбфлот" - крупнейшая рыбопромышленная компания на Камчатке, акционерами которой являются Валерий Пономарев, Игорь Евтушок и Де Ен Тяк, владеющая свыше 218 тыс. т квот на добычу рыбы и морепродуктов. Флотилия "Океанрыбфлота" состоит из 14 траулеров, и нескольких транспортников. По статистике, доля экспорта водных биоресурсов компании в общероссийском - более 9%, и она один из крупнейших, если не самый крупный российский экспортер ВБР.
И замыкает пятерку лидеров Находкинская база активного морского рыболовства (НБАМР), главным бенефициаром которой является Лариса Белоброва, жена бывшего губернатора Приморья Сергея Дарькина, а генеральным директором, если верить СПАРКу, его брат Олег Дарькин. Компания имеет квоты на добычу более 194 тыс. т водных биоресурсов. Флот НБАМР, по разным оценкам, состоит из 12 судов. Доля Находкинской базы активного морского рыболовства в структуре российского экспорта, по данным на 2-й квартал 2015 г. - 5,7%.
Говорят, что в свое время интерес к покупке НБАМР, проявляли и ГК "Карат", и "Океанрыбфлот", но отказались от покупки, после проведения оценки технического состояния флота, средний возраст судов в котором - около 30 лет. Поэтому есть шанс, что и НБАМР встанет одной из первых в очередь к российским верфям после официального закрепления в законодательстве "квот под киль".
Совокупно компании пятерки лидеров осваивают более 1,4 млн т водных биологических ресурсов, что составляет более половины российского ОДУ. По данным специалистов, в будущем году у отечественных рыбаков более благоприятные перспективы промысла. ОДУ на 2016 г. составил около 2,846 млн т, что на 64,9 тыс. т больше уровня 2015 года. На фоне запрета на поставки продовольственной продукции из Европы, который должен благотворно влиять на развитие отечественного рыбного комплекса, а также расширения зоны эмбарго на импорт из Турции, рост рыбодобычи и уверенное продвижение России в пятерку крупнейших рыболовных держав практически гарантированы.
Москва давно мешает украинцам спроектировать подобное вооружение