Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Давление на бизнес опять растет, рассказала "Утру" руководитель Экспертного центра при уполномоченном при президенте РФ по защите прав предпринимателей Анастасия Алехнович. Субъекты федерации и муниципалитеты имеют право увеличивать размер штрафов определенных категорий, и в нынешних экономических условиях они этим будут активно пользоваться, пояснила она. Но, главное, по наблюдениям аппарата бизнес-омбудсмена, увеличивается теневой сектор в сфере контроля и надзора.
Фото: Nikolay Gyngazov/ Russian Look
"То есть приходят, проверяют, а дальше идут переговоры, и потом эта проверка нигде не отражена, хотя затраты бизнес понес", - констатирует Алехнович. По ее словам, решить эту проблему можно только радикально - путем волевого решения по либерализации данной сферы, то есть снижения числа проверок и даже полного освобождения от них, например, малого бизнеса в тех областях, где нет опасности причинения ущерба жизни и здоровью.
В прошлом году заработал, наконец, единый реестр проверок, но не в полную силу. Несмотря на поручение президента, согласно которому в этот перечень должны включаться все виды проверок (плановые и внеплановые), на деле он практически не заполняется. В результате поставленная задача обеспечения полной прозрачности контрольно-надзорной деятельности не достигается. Хотя какая-то часть любителей "покошмарить" бизнес все же отсекаются, просто потому, что им страшно становится за собственное теплое местечко.
Сам по себе подход к проверкам бизнеса в коре неверный, неоднократно отмечали представители предпринимательского сообщества. Сегодня работа контрольно-надзорных органов оценивается по количеству выявленных нарушений и числу штрафов. А сами проверки рассматриваются как еще один способ пополнения бюджета.
"Эта система сама себя воспроизводит, - говорит Алехнович. - По сути, она направлена на подавление экономической активности. А надо ее направить на какой-то социально значимый результат. Если проверки будет ориентированы на помощь бизнесу, на консультацию, это по-другому будет работать".
Бизнесмены предлагают во главу угла поставить человека и сделать ключевым критерием эффективности проверок его жизнь и здоровье. И вообще проводить их не профилактически (на случай как бы чего не вышло), а лишь по факту, когда действительно что-то случилось. Но уж тогда наказывать со всей строгостью, если будет доказана вина предпринимателя. В общем, пора позволить бизнесу самому за собой следить. "Мы уже 15 лет в рынке. Хватит держать нас за инфантильных несамостоятельных людей", - призывают предприниматели.
Один из них приводит в пример такой показатель, как гибель людей на пожарах. В США, где пожарный контроль как надзорно-проверяющий орган, по его словам, отсутствует вовсе, на пожарах ежегодно погибают около 2,4 тысячи людей, в России - 30 тысяч. Правда, в последнее время показатель снижается, но лишь потому, что считать его стали иначе. Теперь в эту статистику попадают лишь те, кто погиб непосредственно при пожаре. А если человек скончался в больнице спустя несколько дней, жертвой пожара он уже не считается. При этом формально выполнить все требования пожарной безопасности, если следовать им досконально, просто невозможно.
По мнению бизнесменов, способствовать уменьшению числа проверок будет сокращение самих проверяющих. Так, например, Роструд уже провел оптимизацию штата, и сейчас в ведомстве работает чуть более 2 тысяч человек на всю страну. И в скором времени от регулярных плановых проверок они сами собой уйдут из-за нехватки кадров, надеются предприниматели.
На данный момент в России существует 217 различных видов контроля и надзора, из них 159 федеральных, 45 региональных и 13 муниципальных, тогда как ОЭСР рекомендует всего десять видов. Конечно, у каждой страны своя специфика, и полностью скопировать и перенести на российскую почву модель контрольно-надзорной системы других государств невозможно. Но для обеспечения конкурентоспособности российских компаний на внешних рынках необходимо унифицировать требования к бизнесу, чтобы поставить отечественных предпринимателей в равные условия с их зарубежными конкурентами. Иначе Россия рискует остаться для мира лишь большой нефтяной бочкой.
В последний раз подобное происходило перед началом СВО
Российская сторона указала, что Западу верить нельзя